В текущем году объемы выдачи кредитных карт в губернии выросли на 60%. И это больше, чем в целом по стране, где наблюдается тенденция к замедлению роста. Однако, до конца все преимущества карт жители губернии не используют - по оценкам экспертов, 85% держателей применяют их только для снятия денег.
Официальная статистика
По данным главного управления ЦБ РФ по Самарской области, за первое полугодие объем выдачи кредитных карт в Самарской области вырос на 60%. При этом динамика отличается от общероссийской: в целом по стране наблюдается снижение темпов выдачи карт. И если в 2011 г. был зафиксирован рост на 68%, то в этом году пока около 40%.
По прогнозу вице-президента «Номос-Банка» Дмитрия Вечканова, в текущем году рост выдачи кредитных карт в Самарской области составит 95%, в целом по стране - 50%. По его словам, такой рост объясняется несколькими причинами. В частности, на это влияет низкая стартовая база и популяризация кредитных карт, проводимая банками. В Москве, Санкт-Петербурге давно уже укоренилась практика расчетов по кредитным картам. Там бум уже прошел в отличие от регионов.
«Банки активно рекламируют свои «пластиковые» продукты. В условиях жесткой конкуренции они улучшают условия - вводят беспроцентные сроки, проводят акции и т. д. Естественно это сказывается и на потреблении», - говорит Вечканов. Кроме того, банкир отмечает, что в последние годы зафиксирован рост спроса на недорогие товары стоимостью 100-200 тыс. рублей. Люди чаще стали делать незапланированные покупки - пошли в магазин за одним, понравилось что-то и при помощи кредитной карты приобрели товар. Сказывается и повышение уровня образования населения. «Все большее число граждан понимают преимущества пользования кредитными картами и возможности, которые они получают», - говорит Вечканов. «Люди стали более грамотными в финансовом плане, они понимают преимущества кредитных карт, рекомендуют их знакомым», - добавляет руководитель самарского филиала «Нордеа Банка» Михаил Липовецкий.
Сравнительный анализ
Впрочем, до европейских стран нам еще далеко. «В большинстве своем население не воспринимает кредитные карты как банковский продукт, а также не знает о плюсах и минусах. Люди как использовали основную функцию пластиковых карт - снятие наличных в банкоматах, - так и продолжают, по старинке оплачивая большинство своих покупок бумажными деньгами», - говорит аналитик «Инвесткафе» Екатерина Кондрашова.
«Можно отметить, что сфера розничных безналичных расчетов развивается сейчас очень динамично, но в масштабах страны по-прежнему остается сравнительно узкой. Несмотря на то, что в стране эмитировано уже более 220 млн карт (рост 40% год к году), а объем операций по картам составил по итогам 2011 г. более 16 трлн руб. (+33% год к году). При этом в структуре транзакций в денежном выражении на долю собственно безналичной оплаты товаров и услуг приходилось только около 15% (1,4 трлн руб.) от общего объема операций, оставшиеся 85% – cash out, снятие наличных средств», - отмечает аналитик УК «Финам-менеджмент» Максим Клягин. Это связано, в первую очередь, со сравнительно невысоким уровнем развития в стране финансовой инфраструктуры – в том числе, дефицитом пунктов выдачи пластиковых карт, банковских отделений и банкоматов. По его словам, эти ключевые факторы определяют и высокую популярность альтернативного процессинга и небанковских систем дистанционных платежей, в первую очередь, конечно, индустрии платежных терминалов. Подобная ситуация характерна и для Самарской области, где, по данным ЦБ РФ, к концу 1 квартала 2012 г. функционировало около 5 тыс. банкоматов и более 9 тыс. терминалов моментальных платежей.
Кроме того, на рост «пластика» повлияла и активность крупных федеральных банков. В частности, активно развивает свой «зарплатный» проект Сбербанк, который заключил с большинством крупных предприятий договоры и обещает участникам программы различные скидки и привилегии. На оплату посредством пластиковых карт перешли все крупные продуктовые сети региона - X5 Retail Group, «Ашан», «Магнит».
Председатель правления Эл-Банка Анатолий Волошин указывает на то, что часть новых карт - это замена старых. «Многие банки отказываются от сотрудничества с тольяттинской платежной системой NCC в пользу VISA. Потому что по сути это одно и то же, а возможности у VISA больше», - говорит банкир.
Липовецкий также указывает и на то, что в текущем году драйвером роста банков выступают кредиты физическим лицам. По данным ЦБ, в текущем году кредитный портфель физических лиц вырос на 27% и составил 430,8 млрд рублей. «У банков существует куча программ, по которым они продают дополнительные услуги. Так называемые кросс-продажи. При предоставлении или погашении кредита очень часто банки предлагают оформить и кредитную карту», - рассказывает банкир. По мнению Липовецкого, у рынка кредитных карт большой потенциал. В частности, он указывает на развитие Интернета. «Все большую популярность приобретают интернет-магазины. В них можно расплачиваться при помощи кредитных карт - это удобно для клиентов. Так что потенциал есть и у интернет-магазинов, которые будут развиваться, и у кредитных карт, которые будут приобретать все новые функции», - подчеркнул Липовецкий.
«Естественно, ситуация будет и дальше позитивно меняться по мере развития финансового рынка, физического развития инфраструктуры и в конечном счете безналичные операции займут доминирующую позицию, но это несомненно займет определенное время», - отмечает в свою очередь Клягин.
Максим Клягин, аналитик УК «Финам-менеджмент»: «В последнее время в России безналичные платежи развиваются очень активно, и этот процесс сейчас со всей очевидностью все более ускоряется – в 2011 г. объем операций по картам вырос примерно на 33%. При этом рост объемов операций по безналичной оплате товаров и услуг составил 77%. В 2010 г. на долю cash out (снятие денег с карточки при помощи банкомата или в офисах банка) приходился почти 91% от общего объема транзакций. В первом полугодии 2012 г. – уже только 85%».
Екатерина Кондрашова, аналитик ИК «Инвесткафе»: «Тенденция платежей по картам практически не меняется. Люди как использовали основную функцию пластиковых карт - снятие наличных с банкоматов, - так и продолжают, по старинке оплачивая большинство своих покупок бумажными деньгами. Это подтверждает и проведенный Национальным агентством финансовых исследований (НАФИ) опрос в июле, согласно которому люди не воспринимают пластиковые карты как платежный инструмент. Полагаю, что резкий рост спроса, а соответственно, выдачи кредитных карт в основном связан с маркетинговой активностью банков».
Aвтор: Антон Утехин