RU63
Погода

Сейчас+9°C

Сейчас в Самаре

Погода+9°

ясная погода, без осадков

ощущается как +8

2 м/c,

сев.

761мм 59%
Подробнее
4 Пробки
USD 91,78
EUR 98,03
Экономика Раскрыты перспективы самарского «лунного двигателя»

Раскрыты перспективы самарского «лунного двигателя»

Исполнительный директор ОАО «Кузнецов» Николай Якушин вместе с главным конструктором проекта двигателей НК-33 Валерием Данильченко рассказали о состоявшемся в ночь на 22 апреля успешном тестовом старте с космодрома на острове Уэллопс (штат Виргиния, США) ракеты-носителя Antares с макетом полезной нагрузки, а также о перспективах двигателя, своего предприятия и всей авиакосмической промышленности страны.

Частная американская компания-производитель Orbital Science впервые испытывала свою ракету Antares. Первая ступень ракеты-носителя, как и положено, отделилась на высоте 113 км, отработав 235 секунд.

В этом заслуга главного элемента этой ступени - ракетного двигателя НК-33 (в американской версии - AJ26), разработанного еще в 1960-е годы конструкторским бюро Николая Кузнецова (его именем и названо детище) для ракеты Н-1, которой планировалось запускать к Луне советские пилотируемые аппараты.

Программу закрыли, а несколько десятков произведенных двигателей НК-33 Министерство общего машиностроения СССР приказало уничтожить. Кузнецов саботировал это указание. И как выяснилось впоследствии, был абсолютно прав.

Валерий Данильченко едва сдерживал слезы, рассказывая, как больше 40 лет конструкторы и мастера, инженеры и рабочие всех причастных к разработке двигателя предприятий, а таковых более 30, и не только в Самарской области, шли к этому успеху.

«Я шел к этому всю свою жизнь... Когда я разговаривал с Николаем Кузнецовым в последний раз, он просил меня, во-первых, чтобы жил проект, а во-вторых, сохранить учебный институт», - с повлажневшими глазами вспоминал конструктор. «Для всего нашего коллектива это событие жизни, четыре ночи, включая те, когда запуск по разным причинам откладывался, мы не спали, дежурили, звонили и писали друг другу, очень переживали за свое детище», - рассказал он.

Представители «Кузнецова» признали, что интерес США к самарским космическим разработкам фактически спас многие самарские предприятия, позволил выжить, сохранить производство и кадровый костяк специалистов.

Практичные американцы, посчитав, что создание своего ракетного двигателя обойдется в 500-600 млн их долларов, решили использовать наши двигатели, самым удачным из которых по праву считается НК-33.

«Учитывая три фактора: время, деньги и надежность, - это лучшая разработка», - подчеркнул Данильченко. «НК-33 изначально создавался как высокоэкономичный, дешевый в производстве, но надежный и простой в плане конструкции», - вторит ему Николай Якушин. «А самое главное в соотношении уровня веса к тяге - это уникальный двигатель! В его производстве использовались самые прогрессивные технологии и материалы. Поэтому его ближайший, кстати, тоже российский, конкурент в 1,5 раза тяжелее», - заключил он.

Вот и американцы остались довольны и готовы теперь вплоть до 2024 года запускать свои ракеты на орбиту на наших носителях. Сами, очевидно, решили сосредоточиться на двигателях нового поколения.

По словам Якушина, сегодня он своей главной задачей видит перевод всех договоров на поставку 50 двигателей (по шесть в год) на твердые контракты, сегодня 30 - опционные. В настоящее время с Orbital Science и NASA заключено соглашение еще на 15 запусков.

Первый с частичной загрузкой должен состояться в конце мая - июне, говорит исполнительный директор. Важнейший же - с полной загрузкой - стартует до конца года, пообещал он. Хотя, по мнению главного конструктора, оптимальным было бы выпускать минимум по десять двигателей в год и иметь комплексный заказ. В этом смысле перспективным выглядит сотрудничество по запуску ракеты «Союз-2.1В» производства «ЦСКБ-Прогресс».

После брифинга журналистам организовали экскурсию по цехам предприятия, и первый из них -по изготовлению деталей - сильно напомнил 20-летней давности производственную практику на одном заводе спирально-шовных труб: плитка кабанчиком, обшарпанные стены, выкрашенные масляной краской.

Правда, с одним отличием - станки здесь были сплошь импортные, ведущих зарубежных марок, отечественных не попалось ни одного. В цехе №4 любопытным показали, как собирается двигатель. Гайки крутили вручную, осторожно, практически голыми руками - так надежнее, объяснили.

То есть, Самара - по-прежнему, космическая столица мира. Во всяком случае до 2024 года.

ОАО «Кузнецов» - машиностроительная компания и одноименное предприятие авиационного и космического двигателестроения. До апреля 2010 года носила название ОАО «Моторостроитель». В 2010 году из-за готовящегося слияния ОАО «Моторостроитель» было переименовано в ОАО «Кузнецов». В 2011 году ОАО «СНТК им. Н. К. Кузнецова», ОАО «СКБМ» и ОАО «НПО «Поволжский АвиТИ» были присоединены к ОАО «Кузнецов», которое вошло в состав ОАК - Объединенной двигателестроительной корпорации.

НК-33 - жидкостный ракетный двигатель (ЖРД) однокамерный, закрытого цикла, работает на паре кислород-керосин с дожиганием окислительного газа. Не имеет ни рулевых камер, ни поворотных сопел - при изначальном применении на «Н-1» для управления по каналам тангажа и рысканья использовалось рассогласование тяги противоположных двигателей.

Изначально не планировалось возобновление производства этого ЖРД и предполагалось использование готовых двигателей со склада из запаса, который остался после советской лунной программы. Однако в 2009 году появились планы по производству НК-33 в России в интересах российских и зарубежных заказчиков.

Алексей Окишев

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления