Водители Самары заметили непредвиденный рост цен на газовое топливо. Если две недели наза, цены на литр пропана или бутана держались в районе 25–27 рублей, то сейчас они перешли порог в 30 рублей. Мы расспросили самарских автомобилистов, а также экспертов отрасли о возможных причинах и последствиях подорожания газа.
«Раньше цены были адекватные, и все были довольны»
Максим владеет бизнесом по прокату автомобилей на газу и сам ездит на «Тойоте» с газобаллонном оборудованием. Он рассказал, что перевод машины на газовое топливо обошелся в 25 тысяч рублей. По словам автомобилиста, использовать газ выгоднее, чем нефтепродукты, и не только из экономии.
На газовом топливе машина может проехать дольше, чем на бензине, без дозаправки. Максим даже заявил, что двигатель на газу медленнее изнашивается. Он привел пример, что если на бензине можно проехать 7 тысяч километров без замены масла, то на газу можно проехать 10–11 тысяч. Автомобилист упомянул, что и вредных выбросов от газа поменьше, но и техобслуживание газобаллонного оборудования дороже.
Другой водитель, Алексей Анучин, ездит на газу всего год. Он отметил, что в 2020 году установка необходимого оборудования обошлась в 28 тысяч рублей, а сейчас такая процедура стоит в районе 32,5 тысячи. Автолюбитель рассказал, что обычно газовое топливо было вдвое дешевле нефтепродуктов, не в пример нынешним расценкам.
— Год назад газ вообще стоил в районе 20 рублей, вдвое дешевле бензина. Когда весной 2020 года был карантин, газа очень мало продавали. Соответственно, в хранилищах его оставалось много, и цены вообще снизили до 14–15 рублей. Это были адекватные цифры, все были довольны, — подтвердил Максим.
«Газ в Самарской области никогда еще так не дорожал»
В один голос автомобилисты говорят, что еще на позапрошлой неделе газовое топливо в Самаре стоило 26–27 рублей за литр, а сейчас оно подорожало на 5–7 рублей, до 31–32. Таким образом, разница с бензином сократилась примерно до 10 рублей. Водители отметили подорожание газа на всех автозаправках.
В водительской среде циркулируют различные мнения о причинах такого поворота событий.
— Я думаю, это связано с тем, что весь газ идет в Европу по завышенной стоимости, а на внутренний рынок не остается. Но предположить наверняка я не могу, потому что непонятно, что происходит с ценами. Газ в Самарской области никогда еще так не дорожал, — поделился с редакцией своим мнением Алексей.
— Возможно, это наше правительство палки в колеса вставляет, чтобы все к бензину вернулись. Вероятно, с этой же целью ввели обязательную регистрацию газобаллонного оборудования, регулярное ТО и прочее. Может быть, имел место картельный сговор, — размышляет Максим.
С другими видами топлива складывается похожая ситуация. Максим считает, что если подорожает газ, то и цены на бензин не заставят себя ждать.
— У меня есть второй автомобиль — дизельный. Могу сказать, что цены на бензин точно растут. Солярка стоит почти 50 рублей, а на некоторых заправках — даже 60 рублей, — рассказал Алексей.
«Расти будет всё, кроме зарплат»
— Как показывает практика, у газа цена плавающая. Если бензин может только дорожать, но не дешеветь, то цены на газ еще могут снизиться. Я надеюсь, что газ подешевеет, но, боюсь, ниже 27–28 рублей цена не упадет, — поделился надеждами Алексей Анучин.
Бизнесмен Максим считает, что газ пока что продолжит дорожать. Он объяснил, что рост цен на газ в зимнее время — это тенденция. По его словам, цена начинает расти с сентября или октября на 2–4 рубля, а ближе к лету она снижается.
— Бензин тоже подорожает, но не на 7 рублей сразу, как газ. По крайней мере, в Самарской области стоимость бензина пока что держится на адекватном уровне. Короче, всё будет расти, кроме зарплат. Надо, наверное, выносить это на общественное обсуждение, чтобы как-то повлиять на ситуацию, — заключил Максим.
Если же сбудутся худшие опасения автомобилистов, в своем решении они будут единогласны.
— Если цена вырастет выше 34 рублей, я откажусь от газа. Разницы между ним и бензином уже не будет, потому что 34 рубля — это граница равнозначности использования газа и бензина, при стоимости бензина 45–46 рублей, — пояснил Алексей Анучин.
Максим также планирует отказываться от газового топлива, если цена за 1 литр перейдет отметку в 34–36 рублей. Он считает, что в таком случае использовать газ будет бессмысленно.
«Возможно, информация о спросе на газ поступила заинтересованным лицам»
Своими мыслями на волнующую автолюбителей тему с нами поделился руководитель Самарского отделения Всероссийского общества автомобилистов Олег Мартин.
— Лично я думаю, это связано с большим спросом на газ. По информации частных источников, много автомобилистов стало регистрировать газобаллонное оборудование. Возможно, эта информация поступила к заинтересованным лицам, которые поняли, что спрос будет расти. Раз есть спрос, дорожает предложение, — рассуждает он.
Также эксперт рассказал, на что повлияет изменение цен. Например, цена метана влияет на грузоперевозки, поскольку на метане в основном ездят грузовые автомобили и большие автобусы. Если он подорожает, вырастут цены на все грузоперевозки, и, соответственно, увеличится стоимость материалов, продуктов и всего прочего.
— А если рассматривать пропан и бутан, на котором ездят легковые автомобили и автобусы малой вместимости, то может увеличиться стоимость пассажирских перевозок в такси и автобусах. Надо понимать, что автотранспорт занимает очень серьезную нишу в структуре экономики нашей страны. Опять же это только мои рассуждения, — сказал специалист.
Также Олег Мартин предположил, что если ситуация с газом кардинально не поменяется, то бензин вполне может подорожать на 50%, поскольку исторически сложилось, что он всегда стоит больше газового топлива.
Ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Станислав Митрахович связывает подорожание газа с более глобальными процессами.
— Продавцы пытаются догнать по увеличению стоимости другие виды сырья. С начала года на бирже цены на бензин и дизель поднялись на 20%, а в розницу — процентов на 6. Плюс инфляция в России держится на уровне 6%: в этом году снова прогнозируется рост цен на топливо. На заправках цены зажаты политическим регулированием, но после выборов они повысятся, — объяснил эксперт.
Еще одним фактором, который мог повлиять на высокую стоимость газа, Станислав Митрахович считает ЧП на Ямале. 5 августа 2021 года в Новом Уренгое произошла авария на заводе «Газпрома». Это повлекло за собой массу последствий. В том числе сократился объем поставок газа в Европу, что спровоцировало повышение его стоимости за границей.
Именно от ликвидации последствий аварии, считает эксперт Фонда национальной энергетической безопасности, зависит нормализация цен на газовое топливо.