Одни родители ждут не дождутся окончания дистанционного обучения для детей 6–11-х классов, другие опасаются за здоровье своих детей и ждут, когда домой отправят и младших школьников. Непросто приходится и учителям. Преподаватель истории из Самарской области Михаил Власов поделился своим мнением об этом.
— Предвижу шквал возмущений, но хотелось бы высказаться в пользу непопулярного ныне дистанта. Простите, дамы и господа, но я ЗА ДИСТАНТ! Более того, я за то, чтобы продлился он еще месяца три. Знаете, почему я за дистант? Нет, вовсе не потому, что мне лень работать, ибо на дистанте работаю я точно не меньше, а может, и больше, чем в мирное время. Сразу оговорюсь, я не выступаю за то, чтобы дистантом заменить классическое очное обучение. Я конкретно за этот дистант в сложившихся обстоятельствах. Мое отношение к нынешнему и прошлому дистанту лучше всего выражает американская поговорка: «Когда жизнь дает тебе лимоны, делай лимонад». Можно бесконечно стенать и спорить на тему эффективности и неэффективности дистанционной формы работы, но… Я предпочитаю в этой ситуации делать лимонад.
Дистант дает мне сделать то, что в обычное время я бы сделать не смог, а именно — внедрять цифровые технологии в обучение. И да, даже в такой ситуации делать это непросто, так как инертное мышление наших сограждан противится этим новшествам изо всех сил. Справедливости ради скажу, что эта черта присуща людям всех эпох, времен и народов.
И конечно, многие нынче возмущаются появлением этих цифровых технологий в школе. Диапазон доводов противников цифровизации (не путать с дистантом) образования колеблется в пределах от охранительно-бредовых до консервативно-параноидальных. Идеальное образование, по мнению этих людей, было в промежутке от верхнего палеолита до распада СССР, а лучшими инструментами идеального образования являются счеты и береста.
Смею напомнить, что известнейший советский педагог — Виктор Шаталов — среди прочих своих методов использовал «магнитофонный опрос». Ученики могли записать ответ на диктофон и получить за это оценку.
А еще он использовал прекрасные опорные конспекты, составленные в виде небольших логически связанных рисунков. Не знаете, что такое дудл-анимация? Я вот, когда ищу материал к урокам, очень радуюсь, когда нахожу ролики, сделанные по этой технологии.
И вот как-то не слышал я аргументов вроде «Проклятое аналоговое обучение!!!», «Зачем эти новые технологии, есть же учебник!!!» Но вот когда речь заходит о цифровом обучении, тут что называется «шашки наголо!!!» Однако если вы погрузитесь во все эти прения, то обнаружите, что там всё по-лермонтовски: «Смешались в кучу кони, люди, И залпы тысячи орудий...»
Причина такого невероятного замеса проста: люди, ведущие эти баталии, страшно далеки от науки, а потому не понимают, что прежде всего им нужно разобраться с вопросом о дефинициях. Оттого в головах обывателей дистанционное обучение — это то же самое, что самостоятельное; самостоятельное — значит цифровое, а цифровое — значит только онлайн, а офлайн цифровым быть не может, потому-что он не дистант, и т. д., и т. п.
Поймите вот что.
«Когда я включаю проектор во время урока в классе — это цифровое обучение, потому как используется цифровая техника»
Когда болеющий ребенок берет задания на дом или в больницу — это уже дистанционное обучение. Если ребенок получает задания не от родителей, которые спросили его в школе у учителя, а через интернет, это всё тоже дистанционное обучение, но с использованием цифровых средств, можно было бы и по почте или с голубями отправить, но это долго.
Если получающий задания ребенок не имеет контакта с учителем и не получает от него обратной связи, это самостоятельное обучение. Вот Михаил Васильевич Ломоносов в Холмогорах занимался по большей части самостоятельно. Ну и, как знаете, до определенного момента вполне успешно это делал, потом понадобились ответы, за которыми он двинул в Москву, ибо зумов и дискордов не имел, а учиться дистанционно по тем временам было проблематично.
Как итог: ничто не ново под луной, но всё претерпевает некоторые видоизменения. Дистант был и раньше, но реже использовался, ибо и технологий для него не было, да и пандемий давненько не было.
Самостоятельное обучение было всегда, только вот доступ к учебникам и учителям был ограничен.
«Новые технологии — это всего лишь технологии, если мы сами не превозносим их во главу угла»
А в целом это просто удобные инструменты, которые могут делать нашу жизнь чуточку легче и интереснее. Молоток — удобная вещь, но без человека бесполезная. Цифровые ресурсы — это классные инструменты, но если попытаться заменить ими полностью человека, это глупость.
И вот тут мы подходим, пожалуй, к одной из важнейших проблем дистанционного обучения, которая кроется в работе с платформами, неприспособленными под образование, даже если они и заявляются как таковые.
В ходе долгих поисков платформы я остановился на сервисах одной заморской компании, и поверьте, лучше я пока ничего не видел. Отечественные аналоги, к сожалению, не приблизились даже рядом, да и в целом движутся в другом направлении, далеком от цифрового образования. Знакомясь с действительно рабочими сервисами, я неиллюзорно осознал, что персонализированное обучение возможно и все инструменты у нас для этого есть. Разработать, создать и качественно вести СВОЙ школьный курс может каждый педагог, нужно только иметь желание учиться этому и не потерять запал, если таковой был.
А еще я обратил внимание, что в этом году с детьми стало все-таки проще, уже нет такого бардака, какой был весной. Кстати, для детей дистант, по моему мнению, тоже оказывается полезен, правда, заметно это не сразу. Плохо ли, гоже ли, но дети становятся самостоятельнее, особенно там, где уставшие от борьбы родители сдаются и перестают помогать своему ребенку даже под угрозой неминуемых двоек.
На сегодняшний день я вполне серьезно полагаю, что, если учитель и ученики получат в руки действительно качественные платформы, дистанционное образование сможет приблизиться по своему качеству к очному. Хотя лично я всё же за то, чтобы дистант оставался мерой на экстренный случай. Однако цифровые технологии должны в разы активнее применяться в современном образовании и, как мне видится, будущее за смешанным обучением, при котором часть образовательной деятельности уйдет в Сеть, а самое интересное останется в офлайне.
При этом важно понимать, что, говоря о дистанционном обучении, я имею в виду настоящее дистанционное обучение с использованием цифровых технологий и методик дистанционного обучения. А то, что мы наблюдаем сейчас в российском образовании, больше напоминает попытку привязать «Феррари» к лошади в ожидании, что по команде «но, пошла» лошадь с зацепленной «Феррари» рванет, обгоняя ветер. Так это не работает.
Так что, друзья мои! Я за дистант хотя бы месяца на три еще, чтобы успеть познакомить детей и их родителей с возможностями Сети и «цифры» в образовании!
«Мнение о том, что современные дети с рождения в интернете и лучше взрослых там разбираются, чистой воды миф!»
В большинстве своем дети знают только развлекательную сторону интернета и совершено не представляют его функциональных и образовательных возможностей. Это же утверждение справедливо и в отношении большинства родителей.
И вот именно эту проблему, проблему функциональной неграмотности, позволяет мне решить дистант сегодня. В обычное время мне бы не удалось этого сделать, но дистант просто-напросто вынудил многих детей и родителей учиться всем этим «премудростям» интернетов. А учеба — это непросто, она вообще не должна быть простой, интересной может и должна быть, но не простой. Однако это уже совсем другая история.
Согласны с автором?