Анна Шевелева — учитель английского языка. Она жила три года в Англии, Китае и после путешествий и стажировок вернулась в Россию. Всё это — чтобы открыть здесь свою школу. Какая разница между образованием в Англии, Китае и России? Что ждет детей, которые только делают первый шаг в образовании? И почему в одной стране учитель — бог, а в другой — соседский друг? Об этом мы и поговорили с Анной.
Переводчик для русских с неприятностями
Анна выучилась в России на учителя, но, начитавшись Шерлока Холмса и Гарри Поттера, стала мечтать о жизни в Англии. Она переговорила с родителями и убедила их помочь ей поступить в одно из учебных заведений, но не на педагога, а почему-то на эколога. Вспомнить, сколько в 2013 году стоила учеба в университете Центрального Ланкашира, она не смогла. Зато рассказала, как в то время пыталась сама заработать в Престоне.
— Это не очень известный город на северо-западе Англии, недалеко от Манчестера. Там есть только градообразующие предприятия, университет и тюрьма, — шутит Анна. — Я поступила сама и училась на платной основе. В какую сумму нам это обошлось, и не вспомню даже. Во-первых, на эколога я училась на бакалавриате, а на учителя — в магистратуре. Цены менялись. Во-вторых, в стоимость входили общежитие, страховка и много что еще. А что касается работы, сначала я была продавцом-консультантом в магазине для беременных и малышей. Это был основной мой контракт, он был законный (по визе очень много ограничений). Еще я периодически ездила в больницы или полицейские участки в качестве переводчика для русских, попавших в неприятности.
Учитель может пойти с учеником на вечеринку или перекрасить волосы в розовый
Год Анна проучилась на эколога, но поняла, что ей не нравится. Поступила на учителя и потом начала работать в английской школе. Наша героиня сильно удивилась тому, что ее ждало: учитель для ученика — друг. Они могут поделиться проблемами, вместе пойти на вечеринку или перекрасить волосы в любой цвет. После России такие отношения педагогов с детьми казались какими-то невероятными.
— Первое время меня это сбивало с толку. Даже когда я сама училась, то ждала, что преподаватель будет меня гонять, а в итоге ничего подобного. Зато может пойти с тобой на вечеринку по случаю Хэллоуина, например. В Англии в принципе всё образование очень демократичное, всё через юмор и дружескую атмосферу. К учителям не предъявляют строгих требований по внешнему виду, то есть педагог с цветными волосами там — более чем нормальная ситуация. В Англии уважают личную жизнь учителя, они понимают, что он тоже человек, у которого могут быть татуировки, необычная прическа, хобби. Но вот к образованию педагога предъявляют требования. Им важно, чтобы учитель рос в профессиональном плане, — рассказала Анна.
Руководство школ в Англии уделяет большое внимание тимбилдингу. Им важно, чтобы дети и учителя стали одной командой. Подход к образованию ребенка тут тоже своеобразный.
— Они воспитывают в ученике личность. Не просто дают информацию для усвоения, а учат ребенка учиться. Педагоги заинтересованы в развитии его критического мышления, чтобы ребенок имел свое мнение, — рассказала Анна. — Но при всём этом есть и один большой минус в их образовании — недостаток знаний. Ну чтоб вы понимали, в России очень много разных предметов, расширяющих кругозор. В Англии такого нет. Здесь подходит старая шутка про американцев, которые думают, что Европа — это страна, Африка — страна, а Канада — просто штат.
Анна быстро поняла, что Англия — не та страна, где бы ей хотелось остаться жить подольше. Ей не подходило многое, из самого важного — менталитет и погода. Так она вернулась домой и стала искать работу. Подавала резюме в круизные агентства, но потом одумалась.
Рыдала, оказавшись в Китае
— Я вспомнила, что мне в Англии на острове было не очень. Наверное, на круизном лайнере тоже непросто. И тогда я стала смотреть, какие есть предложения для учителей английского языка. Я рассматривала весь мир, могла поехать куда угодно. В итоге выбрала Пекин! Хотя выбирала между Вьетнамом и Африкой. Но я очень капризна в плане погоды, поэтому остановилась на Китае, — рассказала Анна Шевелева.
Национальный язык молодая учительница не знала, но надеялась, что в городе, куда ее приняли на работу, будет всё продублировано на английском языке, а люди смогут ей помочь. Но не тут-то было.
— Я заблуждалась. Никто меня не понимал. В первый день мне было по-настоящему страшно. Я тот день, наверное, поминутно помню. Это был декабрь — сезон смога. В такие дни у них не садятся самолеты ни одной авиакомпании, кроме российского «Аэрофлота». Китайцы, кстати, всегда этим очень восхищаются. И вот я выхожу на улицу, ничего не видно, в воздухе витает жуткий запах гари (у них смог в основном из-за отопления углем). Меня встречает водитель, который ни слова не понимал по-английски, и куда-то меня повез. Ехали мы через окраину, пейзажи там были так себе: какие-то самострои, азиатские тук-туки, разруха и всё такое. У меня был такой шок, что когда я доехала до гостиницы, то в голове была только одна мысль: «Я не хочу здесь быть». Я пыталась позвонить маме, а там еще всё заблокировано. Когда всё получилось, то я просто рыдала в трубку, — вспоминает Анна.
К концу дня она успокоилась и пошла на ужин, чтобы осмотреться и попробовать взглянуть на ситуацию с другой стороны. К этому времени смог рассосался, стали виднеться красивые горы, а сам город будто похорошел. Так Пекин расположил девушку к себе. Она смирилась с тем, что остается здесь работать по контракту. А со временем и вовсе поняла, что это прекрасный город.
Жесткая конкуренция
Анна рассказала, что пекинская школа очень сильно отличается от английской, где она до этого работала. В Китае система образования ближе к российской, чем к какой-то другой.
— В пекинских школах конкретный тоталитаризм, социализм. Партия сказала — все подпрыгнули. У них огромные классы в 50 с лишним человек. А учебный день начинается в 07:30 и заканчивается в 21:00. С учителем они занимаются до шести вечера, но потом остаются в школе делать разные дополнительные задания. И это при том, что после школы зачастую детей отправляют к репетиторам. Такой сумасшедший ритм объясняется бешеной конкуренцией при трудоустройстве и поступлении в вузы. Первый год я работала в государственной школе, и мне тоже надо было быть на работе уже в 07:20. До вечера ведешь уроки, а потом еще занимаешься бумажной работой — помимо обычных отчетов, мне как иностранке надо было еще всё переводить, — с ужасом вспоминает учительница.
В китайских школах также очень строго относятся и к учебным материалам, пользоваться сторонними источниками информации нельзя. А еще в конце каждого месяца у детей экзамены по всем предметам. Причем отношение к их результатам очень серьезное. За провал могут даже отчислить!
— Детей буквально загоняют, у них нет времени даже подумать над каким-нибудь хулиганским планом. В некоторых провинциях Китая до сих пор учителя могут применять телесные наказания. Это для них нормально. Учитель — это бог для школьника. Но и к учителям тоже предъявляются очень высокие требования. Например, в моей школе следили, как разговаривает педагог, как выглядит. А еще есть такая позиция: если ученик не усвоил материал, это не он плохой, а учитель, — добавила Анна.
Оказывается, китайские дети в школе придумывают себе другие имена. Это делается для того, чтобы всем было проще: и детям, и учителям.
— Если китайские дети учат русский язык, то берут себе наши имена. Если немецкий, то немецкие. Английский — английские. Ну и так далее. А один мальчик из моего класса ни в какую не хотел придумывать. И мы его назвали Джон Сноу, — шутит Анна.
В чем проблема российского образования?
Около трех лет Анна провела в Пекине. Уехала из-за проблем со здоровьем (частый смог дал о себе знать) и желания зарабатывать больше. Но в обычную тюменскую школу она устраиваться не захотела. Сама девушка это объяснила так: «Образование не позволяет». Анна считает, что с ее квалификацией и любовью к творчеству в муниципальной школе ей не место. Однако с преподаванием завязывать ей не хотелось. Она открыла свою маленькую частную школу английского языка.
Мы решили узнать, чего не хватает российским школам? А в чем она лучше иностранных?
— Российская школа не плохая. Мне кажется, нам не хватает возможности немного отпустить ситуацию, ослабить контроль над детьми, больше доверять им. Не такое большое внимание уделять их проявлениям выделиться. Во всех трех школах, где я работала (английская, китайская или российская), есть форма. Но если английский мальчик придет на уроки с зелеными волосами, то ничего страшного не произойдет. И как это повлияет на его успеваемость? Никак. В Китае же ребенка у входа побреют налысо за такое. В России, думаю, тоже будут жесткие меры, — добавила Анна. — Нам нужно учиться больше разговаривать. Если что-то не так происходит, то важно, чтобы учитель смог спокойно это обсудить с учеником или его родителями. Без споров и скандалов. А для этого нужно заручиться доверием.
Анна надеется, что когда-нибудь подход к образованию в России изменится в лучшую сторону. Она к этому тоже прикладывает усилия в своей частной школе.