Зачастую хочется разбавить голливудские картины, созданные для развлечения, умным кино, созданным для того, чтобы подумать. Аки Каурисмяки – тот самый режиссёр, который дарит зрителю северную меланхолию, темпераментный стеб, ироничную искренность…
Фильм «Огни городских окраин» – последняя часть трилогии Аки Каурисмяки. Это меланхолический комический триллер в стиле «noir» – с ощущением безнадежности и разочарованности. Кино о ночном охраннике из торгового центра, который никому не нужен, кроме некой блондинки, в чьей симпатии есть корыстный криминальный подтекст.
Актёрские лица похожи на маски с отсутствующим взором. В их жестах и рефлексах проглядывает пластика марионеток.
Типовые улицы и кафе, бары и бензоколонки, жилые помещения и салоны автомобилей – то ограниченное пространство, у которого нет альтернативы.
Люди не могут преодолеть ограниченность, потому что слишком хорошо знают, что там, за границами, все то же, что и здесь. «Все города одинаковы», – так говорится в фильме.
Подлинная трагедия фильма в том, что ничего не повторяется. Пройдя через опыт одиночества и крах иллюзий, столкнувшись с предательством, обманом и невозможностью взять реванш, герой остается ни с чем. Прошлого не вернуть. Будущего нет. Но жизнь все равно продолжается…
Показывать ленту будут всего один раз 2 февраля в киноклубе «Ракурс».