Фотограф Олег Давыдов – один из самых известных фотохудожников Самары. Он устраивает шумные выставки, организует перфомансы и медийные проекты, его приглашают в жюри конкурсов различной тематики. О своем творчестве Олег рассказал порталу Samara24.ru.
- Как рождаются хорошие идеи?
- Не могу объяснить в двух словах. Чтобы «фонтанировать идеями», прежде всего, нужно быть хорошо отдохнувшим. Но отдохнуть не значит проваляться неделю на пляже или просто выспаться. Мне важно вырваться из привычного водоворота событий, уйти в какой-то «нестандарт». Мне интересен мир неадекватного. Я не серая клетка. Из меня нельзя выдавливать идеи. Настоящее творчество не должно содержать предсказуемых алгоритмов. Любой художник ищет то, о чем до него не говорилось. Я отфильтровываю глазами будничные темы, банальные в моем понимании. Пытаюсь найти «нечто». Тем более, сейчас есть, что фильтровать – в мире достаточно идей. Мир просто кишит ими.
- С проектом «Беременность как творчество» (ред. - фотоальбом, представляющий около 50 фотографий самарчанок, обнажившихся перед объективом фотографа в самый деликатный момент жизни) вы нашли свое «нечто»?
- Мы уже попали в «Российскую книгу рекордов Гиннесса», сейчас подаем документы, чтобы попасть в мировую. К этому нас подтолкнули эксперты из московского филиала, потому что рейтинг проекта очень высокий. Ведь от России подобных рекордов регистрируются единицы. Если не считать спортивных, конечно. Вообще этот проект заставил многих посмотреть на меня как на шоумена. Хотя на самом деле люди, которые близко со мной контактировали, всегда знали, что я мыслю свободно. Создавать новое для меня очень важно, как и для любого креативного человека. Изменение форм творчества дает свежий импульс, свежие силы.
- И тем не менее, проект называют очень спорным.
- На моей страничке в Интернете я отключил комментарии. Как только я захожу на независимый форум, где обсуждается проект, то поражаюсь: кто все это пишет? Если тебя не интересует тема, зачем ты туда лезешь? Я не хочу, чтобы беременные женщины, которые заходят на мой сайт, видели всю эту грязь – от нее невозможно отмыться. Мне, конечно, достается по-своему. Говорят про дурной вкус, твердят, что я ищу эпатажные образы.
- А разве это не так?
- Во всем мире люди всеми правдами и неправдами стремятся быть небанальными. Иногда это выглядит смешно: как явная попытка уйти от стандарта. Иногда даже странно. Недавно видел передачу про семью фотографов-любителей, где жена снимает инсценировки убийства или самоубийства своего мужа. И сайт этой пары невероятно популярен. Потому что это – их лицо, которое они не боятся показать миру. Я не говорю, что считаю это красивым, но они таким образом самовыражаются, высказывают свою позицию. Мне не нравится мир, в котором все ходят в одинаковых серых пиджаках. Но я с удовольствием буду жить там, где все разные: кто-то с ирокезом, а кто-то вовсе лысый. Сейчас как раз складывается уникальная ситуация для людей моего плана. Потому что каждый по-настоящему творческий человек в России как маяк. Любая креативная заряженность сама по себе достойна рукоплесканий. Но в нашей стране ее, как правило, нет и она может прорваться только в таких странных башках, как моя.
- Кто вам импонирует из «по-настоящему творческих» людей?
- Ну, например, Денис Симачев. Он сделал стиль a-la russe своей фишкой и, грубо говоря, будто бы этого не сечет. Человек грамотно использует стереотипное представление о России. И я считаю, перефразируя философа, что если бы Симачева не было, его нужно было бы родить. То, что он делает, получается в формате дьюти-фри Шереметьевского аэропорта, в формате представлений о России американцев. Но это ярко выраженная ниша, продукт пользуется бешеной популярностью.
- Вы уже знаете, какой будет следующий проект?
- Что касается проектов творчества, то их навалом. В городе знают – я не болтун. Как только я понимаю, что идея воспринимается серьезно и кому-то нужна, то начинаю воплощать ее. Наступила эпоха, когда люди одиноки и хотят, чтобы ими занимались. Нам всем нужны всплески креатива. Задача современной культуры – разбудить людей. Если бы я вдруг стал арт-директором города, то каждые десять минут жители то плакали бы, то хохотали. Конечно, у меня есть идеи, но пока я не хочу их афишировать. Иначе это не будет сюрпризом.