Больше трех десятков деятелей современной культуры Самары и Тольятти вместе с чиновниками из администраций обоих городов приняли участие в фестивале «Белые ночи в Перми». Обратно они вернулись с большим багажом мыслей о внедряемой в Пермском крае культурной политике и ее применимости к условиям Самары.
Больше трех десятков деятелей современной культуры Самары и Тольятти вместе с чиновниками из администраций обоих городов приняли участие в фестивале «Белые ночи в Перми». Обратно они вернулись с большим багажом мыслей о внедряемой в Пермском крае культурной политике и ее применимости к условиям Самары.
Думать по-новому
Как мы уже писали, основная задача проводимых в Перми преобразований заключается в развитии региона и формировании его имиджа с помощью культуры. Куратор самарской делегации Михаил Савченко отмечает, что результаты этой политики проявляются во всем - от появления велосипедных дорожек до изменения структуры полномочий в правительстве. «Сейчас в Перми над делением на министерства надстроено деление на функциональные блоки, - рассказывает он о пермских управленческих технологиях. - Например, есть блок развития человеческого потенциала. Туда входит культурная политика и множество программ, связанных с образованием, - гранты молодым ученым, доплаты лучшим учителям и преподавателям по 30 тысяч рублей в месяц, премии лучшим ученикам по 3000 рублей в неделю. И кругом мощная реклама, продвигающая «моду на мозги». Кроме того, в качестве одного из главных показателей эффективности работы министерства культуры принят миграционный индекс. Задача борьбы за человеческие ресурсы напрямую возложена на минкульт».
Идеологи «пермского проекта» надеются на включение региона в европейскую программу «культурная столица», и сейчас Пермь пытается равняться на этот уровень. «Как я понял, в Перми пытаются изменить стиль жизни города в целом, - продолжает Михаил Савченко. - Тут речь идет и об облике города, и о культуре гостеприимиства, и о том, как напечатаны путеводители. Летом библиотеки выходят в скверы и раскладывают там свои книжки и журналы — если читатель не идет к ним, они сами идут к нему. Мы думали, это акция на время фестиваля, но нам сказали, что нет. То есть, люди постепенно учатся думать по-другому. Или вот, например, проект «Сцена Молот». Мне кажется, он очень «собрал» город. Это камерная сцена местного драмтеатра, на которой идет современная драматургия. Билеты на спектакли очень дешевы — 50 рублей. При сцене есть открытое для всех кафе — и интеллектуальная молодежь оттуда, кажется, не вылезает». «Казалось бы, чего стоит сделать такое место в Самаре, — вторит ему куратор Илья Саморуков. - Но ничего подобного до сих пор нет».
Качество и количество
Что касается уровня представленного на фестивале искусства и вообще содержательности тех культурных проектов, которые во множестве реализуются в Перми, мнения самарских делегатов разошлись. Главный повод для скепсиса хорошо сформулировал художник Сергей Баландин. «В Перми все по-настоящему прекрасно, - рассказывает он. - Единственный их минус (впрочем, может, это и не минус) - это то, что свехзадачей является не улучшение культурной ситуации, а экономическая и миграционная политика. Поэтому контент «Белых ночей» отличается от содержания и подачи фестивалей, преследующих исключительно культурные цели». То есть, речь идет о хрестоматийном вопросе, перейдет ли количество «арта» в качество.
Советник руководителя департамента по культуре, спорту и молодежной политике г.о. Самара Дмитрий Лобойко, представлявший в Перми, вместе с руководителем управления информации и аналитики администрации Самары Еленой Яшиной мэрию Самары, ставит и другой (не новый, впрочем, для пермяков) вопрос. «Действительно, в Пермь сейчас импортировано много интересных культурных проектов, но я не уверен, превратил ли импорт Пермь в культурную столицу, — говорит он. - Туристической Меккой Пермь тоже пока не стала. Пермь, как культурная столица, это глобальный симулякр. Не думаю, что это тот путь, который нужен Самаре».
«Не думаю, что упор на количество — это минус, - заочно отвечает на эти вопросы Илья Саморуков. - К тому же, главная задача пермского проекта не показать местным жителям искусство «занебесного» уровня, а вовлечь их самих в изменение культурной среды города». В качестве примера он приводит проект «Длинные истории Перми», благодаря которому километры заборов в городе раскрашены как местными граффитчиками, так и звездами этого искусства со всей страны. Так у местных «рыцарей балона с краской» перед глазами появились ориентиры, глядя на которые стыдно будет рисовать как попало.
В любом случае, поучиться у Перми есть чему, с этим соглашаются все. «Разработанные туристические маршруты по городу, качественный street art, обилие малых архитектурных форм, оживляющих ландшафт, — перечисляет достижения пермяков Дмитрий Лобойко. - Пермь формирует ясную и прозрачную повестку культурных мероприятий на весь год. Нам этого пока не хватает. Ну и, конечно, главное достижение проекта политтехнолога-галериста Марата Гельмана – преодоление вакуума культурной среды региона. Эта задача - приоритет и для Самары».