Вчера, 13 октября, в художественном салоне «Новая галерея» открылась выставка Юрия Андреева.
Вчера, 13 октября, в художественном салоне «Новая галерея» открылась выставка Юрия Андреева.
Имя Андреева, ушедшего из жизни в прошлом году, известно в Самаре не только художникам. Живописец, искусствовед, реставратор, коллекционер, старейший преподаватель детской художественной школы, знаток музыки и литературы.
Уникальная личность вмещала необычайную широту интересов, вечно молодая и лёгкая душа вдохновляла всех вокруг на творческие дерзания и духовные открытия, заряжала оптимизмом вопреки гримасам судьбы. Он родился в Самаре, провёл детство на улице Симбирской, откуда малышом впервые увидел далёкие-близкие Жигули, подростком пережил тяготы военных лет, был на пути к смерти в туберкулёзном диспансере.
В 1959 г. закончил Пензенское художественное училище им. Савицкого. Затем искусствоведческое образование в Ленинграде, стажировка в мастерских им. Грабаря,
многолетнюю службу художником-реставратором в Куйбышевском музее, преподавание в детской художественной школе, длиной в 9 выпусков! Начало Андреева-художника, как и многих его коллег-«шестидесятников», связано с творческим объединением молодёжи «ГМК–62», и на выставке впервые широко представлены произведения тех лет, от этюдов до смелых гротескных обобщений.
Станковые жанровые и исторические работы, пейзажи, портреты, натюрморты объединяет корневая тема — люди и природа волжского края, Самара историческая, ушедшая и уходящая, взлелеянная памятью и воображением автора. Андреев знал область, очень хорошо - Самарскую Луку, в селе Подгоры создал знаменитую графическую серию портретов ветеранов войны, на Гавриловой поляне — массу пейзажей. Но в целом мир сакральных «полян», которыми богата Лука, представлялся Андрееву ожерельем или оправой для любимого города. Тот многолико приоткрывается в его полотнах, причём автору в удовольствие запечатлеть рядовые новостройки и даже пустоши. Знаток Самары дореволюционной, Андреев жил с постоянным чувством прошлого и его притяжения, обаяние старины привносил через своё творчество, этому учил молодых. Натюрморты с разнохарактерными самоварами и другим реквизитом ушедшего быта мещан, вывески страховых компаний — мир, хранимый Андреевым – страстным коллекционером, как обязательная часть культуры.