В Самарском областном художественном музее с разницей в один день открылись две выставки, посвященные пейзажу.
В Самарском областном художественном музее с разницей в один день открылись две выставки, посвященные пейзажу.
В филиале на улице Венцека представлены работы художника из Новокуйбышевска Евгения Бутенкова.
Автор, к сожалению, не успел дожить до открытия своей экспозиции, хотя готовил ее в течение двух лет. Его полотна отмечены вдумчивостью, романтическим восприятием натуры, эмоциональностью живописного строя. Лирический пейзаж занимает главное место в работах художника. Ближе всего ему была родная природа средней полосы России с ее просторами, лесами, тихими заводями.
- Чаще всего самарские пейзажисты пишут Волгу величаво мощной, широкой. Бутенков же обращался к более камерным, интимным мотивам. В его работах практически нет парадности и бравурности, драматизма, открытого проявления темперамента. Художника не привлекали изображения бури и ветра, грозы и непогоды. Его полотна идиллически безмятежны, тихи и задумчивы, - рассказала искусствовед Людмила Мельникова.
Важным для эмоционального восприятия картины всегда является выбор линии горизонта как камертона композиции. У Бутенкова она почти всегда делит холст примерно пополам. Такой прием дает большее по охвату пространство и одновременно вносит элемент спокойствия, который зачастую прерывается движением по диагонали, уводящим взгляд зрителя в глубь холста.
Другая выставка пейзажа открылась в зале лектория на улице Куйбышева. Здесь публика может познакомиться с творчеством петербургского художника Антона Овсяникова. С первого взгляда видна классическая стилистика Северной Пальмиры. Даже в южных пейзажах, которые будто истекают зноем, чувствуются строгость и тщательность в детализации.
Менее 20 лет назад Овсяников окончил академию художеств, за его плечами уже не один десяток выставок, в том числе в США, Японии, Франции и Китае.
В русских пейзажах Антона яркость и контрастность красок юга уступает место сдержанной цветовой гамме, в известной степени ограничивающей палитру художника, но в то же время позволяющей достичь большей тонкости тонального решения. На его творчество оказали влияние и многочисленные поездки в Грецию - колыбель европейской культуры. Произведения, составляющие эту серию, в живописном отношении близки греческим пейзажам одного из любимых художников Антона Овсяникова - Василия Поленова. Тот, стремясь к достоверной, убедительной передаче световоздушной среды, добивался завершенности и четкости формы, которая недоступна беглому натурному этюду. Результатом творческой поездки художника в Казахстан стала другая серия картин. Мастерство живописного обобщения позволяет ему передать характерное именно для данной местности состояние воздушной среды, подчеркивающей неповторимую красоту горного массива.
Выставка Евгения Бутенкова продлится до 21 ноября, Антона Овсяникова - до 23 ноября.