В Самарском областном художественном музее 19 декабря открылась выставка графики и рисунка объединения «Московский эстамп». Свои работы привезли из столицы авторы, работающие в этом редком сегодня виде изобразительного искусства.
В Самарском областном художественном музее 19 декабря открылась выставка графики и рисунка объединения «Московский эстамп». Свои работы привезли из столицы авторы, работающие в этом редком сегодня виде изобразительного искусства.
Выставка «Московский эстамп» - первый случай продуктивного сотрудничества Самарского художественного музея и Московского полиграфического института. В экспозиции около 160 работ, и каждая из них - важная страница в истории русского эстампа.
Московскому эстампу всего сто лет, на протяжении ХХ века этот вид искусства испытывал взлеты и падения. Было время, когда изготовление и тиражирование пластических работ было поставлено на поток (многие помнят книги с офортными иллюстрациями, в советские годы таких выпускалось много), но в веке XXI эстамп скорее выживает, чем процветает. «Цель нашего приезда, - сказал председатель правления отделения «Московский эстамп» и куратор выставки Михаил Коновалов, - показать, что мы живы и работаем». На выставке представлены картины, созданные за последний год и выполненные в разных видах эстампа: эльграфия, офорт, оргалит, автолитография, акватинта, ксилография…
Эстамп - это произведение графического искусства, являющееся гравюрным либо иным оттиском на бумаге с печатной формы. Он строится на основе четких, выразительных линий, пятнах, цветах, точных контурах, что способствует передаче состояния внутреннего мира художника, его настроения. «Рождение картины - это таинство, - рассказывает художник-график Михаил Коновалов, - все начинается с чувства. Сначала это чувство выплескивается в набросок, как изобразительная идея, потом оно воплощается в сюжет и рождается в материале. И главное для художника - довести чувство, побудившее его к действию, до конечного результата. Например, если я пытаюсь перевести в живопись сюжет, сложившийся в гравюрном решении, то очень сложно бывает «освободиться» от графического мышления и не впасть в раскрашивание гравюры. Современный эстамп - не репродукционная тиражная графика, как было раньше. Это самостоятельный вид графики, который использует особенности того или иного материала и особенности технологии в достижении определенных изобразительных эффектов».
На вернисаже «Московского эстампа» публика собралась искушенная, разбирающаяся в тонкостях изготовления офорта и литографии. Кто-то из самарских художников заметил, что правильнее было бы назвать выставку «Московский эстамп. Графика и рисунок», и устроители согласились с такой идеей. «Главная идея творчества любого художника – заразить зрителя чем-то интересным», – сказал Михаил Коновалов. И, кажется, москвичам это удалось.
На выставке можно увидеть работы, созданные в различных манерах: от реализма до абстракционизма, в жанрах: пейзаж, портрет, историческая живопись. Объединяют все это разнообразие эстамп как вид графического искусства и «Московский эстамп» как объединение художников.