Не перевелись еще на земле мастера, подобные лесковскому Левше. С уникальными произведениями одного из них самарцы могут познакомиться на выставке «Восьмое чудо света», которая открылась 9 октября в Самарском областном историко-краеведческом музее им. П.В. Алабина.
Автор этих произведений искусства, которые можно рассмотреть только в микроскоп, художник-микроминиатюрист, о котором не раз говорилось в Книге рекордов Гиннеcса, Эдуард Казарян. В нынешнем году мастер покинул этот мир на девяностом году жизни. А его микроминиатюры «путешествуют» по российским городам.
Эдуард Казарян родился в Ереване в 1923 году. Окончил Государственную консерваторию имени Комитаса. С детства самостоятельно изготавливал скрипки, упорно добиваясь гармоничного звучания инструмента. А одновременно со скрипками традиционных размеров он вскоре стал делать и миниатюрные музыкальные инструменты. Самая маленькая скрипка Эдуарада Казаряна имеет длину в четверть миллиметра и весит 0,003 грамма. При этом состоит она из 56 частей и сделана из всех традиционных для этого музыкального инструмента материалов.
Талант его был безграничен. Художник, музыкант, врач-офтальмолог, кардиолог, ученый. Многие годы Казарян был концертмейстером Армянского филармонического оркестра. В 1947 году он впервые представил в родном Ереване невидимые невооруженным глазом микроминиатюры, поразив земляков. За свою жизнь мастер изготовил около тысячи микроминиатюр, любая из которых служит примером беспредельности человеческих возможностей. Разглядеть их можно только через микроскоп или сильнейшее увеличительное стекло.
Вот и самарцы, пришедшие на выставку, с удивлением и восхищением рассматривали работы мастера через специально подготовленные микроскопы. Некоторые из них снимали чудо-миниатюры на мобильные телефоны. Среди представленных произведений есть, например, караван верблюдов, идущий внутри... полого человеческого волоса, который помещен в игольное ушко. Диаметр волоса-тоннеля равен 90 микрометров (микрометр - одна миллионная доля метра). А фигурки верблюдов в сто раз меньше этого диаметра. Есть тут и десяток миниатюрных автомобилей, которые разместились на сантиметре человеческого волоса, и саксофонист, изображенный на половинке макового зернышка.
Художественные композиции Казарян создавал на зернах злаков, песчинках, на человеческих и конских волосах, на пылинках драгоценных металлов и камней. При этом инструменты, которыми пользовался мастер, традиционные – сверла, резцы, скальпели, пинцеты, надфили. Только уменьшенные в десятки раз. Нередко Казарян писал картины маслом на половинке или торце волоса, рисовал на виноградных косточках, крупинках сахара. «Самое сложное, - как-то сказал мастер, - нарисовать лицо и глаза, так как попасть вторично в одно и то же место инструментом просто невозможно. Поэтому рисуешь одним движением резца. То же относится и к гравировке микротекстов».
Самое удивительное, что фигурки многих его миниатюр движутся (как и блоха, подкованная Левшой). Как это удалось мастеру - он держал в секрете. Правда, иногда шутил, что и сам не понимает этого...