В понедельник в Самарском театре драмы дважды показали программу, посвященную юбилею заслуженного артиста России Александра Амелина. 4 ноября ему исполнилось бы пятьдесят. К сожалению, юбилейный вечер стал вечером памяти.
Год спустя
Если я пойду дальше вот по этому центральному проходу и выйду из зала направо, то окажусь как раз у того кресла, на котором ровно год назад, в начале ноября 2011 года, в последний раз видела Сан Саныча - так по-свойски и в то же время уважительно называли его в труппе. В антракте вечера, посвященного юбилею Театра драмы, я буквально наткнулась на сидящего Амелина и решила, воспользовавшись случаем, записать комментарий. «Я пришел сюда в 1984 году, после окончания Щепкинского училища. Это мой единственный театр. Я надеюсь, что тоже успел стать частью его истории, хорошей или плохой – другой разговор, у нас же на вкус и цвет товарища нет. Но я с удовольствием готов вложить в эти 160 лет часть моей жизни и ни секунды не жалею о том, что переступил порог этого театра. Это моя жизнь», - говорил тогда Амелин.
Кто бы мог подумать, что сегодня эти слова будут звучать подведением итогов всей жизни артиста. Ни о каких серьезных проблемах со здоровьем Амелина я тогда не знала — мне сказали через несколько дней, а всем зрителям уже в мае, когда потребовалось собирать деньги на лечение. И даже тогда никто еще не думал, что юбилейный вечер может стать вечером памяти. Амелин не выходил на сцену полгода, но все ждали его возвращения. Увы. Есть высшая режиссура...
Оживить в памяти
«Когда Саша узнал о том, что собирают средства на его лечение, он очень переживал. Он по натуре совестливый человек и все время спрашивал: как же я буду благодарить тех, кто мне помогал? А потом сказал: я буду играть бесплатные спектакли. И вот сегодня на этой сцене Саша снова играет для вас», - предварила вечер вдова артиста Инна Амелина. Она поблагодарила всех, кто так или иначе помогал Амелину и продолжает помогать его семье. Список был длинный: зрители, пришедшие на вечер, руководство театра, города и области, коллектив Драмы, врачи... Позже на сцену поднимались 7-летняя дочь Амелина Маша и сын Александр, продолжатель династии, артист московского Театра им. Моссовета. Было много фотографий — Амелин с грудной Машей, Амелин молодой (сын сегодня — одно лицо с ним), родители Сан Саныча...
И Сан Саныч действительно играл, снова играл в спроецированных на задник видеозаписях спектаклей. «Розенкранц и Гильденстерн», «О мышах и людях», «Сага о маленьком дяденьке», «Чужой хлеб», «Доходное место», «Панночка», «Душечка», «Венецианские близнецы», «Академия смеха», «Амадеус», «Лес» - только то, что показали на вечере, что осталось на пленке, а всего ролей у Амелина было около пятидесяти за 27 лет работы в этом театре.
Сцену оформили стульями, на которых он сидел, и костюмами, в которых он выходил на сцену. Вячеслав Гвоздков со свойственной ему экспрессией рассказывал, как Амелин перед его приходом в худруки уже хотел сменить профессию. А он, Гвоздков, оказавшись в Самаре, наконец-то нашел артиста на роль Ленни в инсценировке по повести Стейнбека «О мышах и людях».
Гвоздков здесь не лукавит — с этой роли (кто видел, не забудет) действительно началась новая жизнь и у артиста Амелина, и у театра (Гвоздков тогда «взял» город этим спектаклем). Амелину выпал шанс, который бывает не у каждого талантливого артиста — встретить «своего» режиссера и руководителя, человека, поверившего в его гениальность. Амелин тогда по-настоящему «зазвучал» и раскрылся, развернулся во всю ширь своей мощной натуры и успел сыграть еще много важного: Маслобоева в «Униженных и оскорбленных» и Юсова в «Доходном месте», Сальери в «Амадеусе» и Несчастливцева в «Лесе»... Оживить эти роли в памяти или восполнить пробелы (мне, например, так и не довелось увидеть его Пса в «Саге о маленьком дяденьке») можно было в понедельник в Драме.
Звучит немного иначе
О каждой из ролей рассказывали коллеги артиста – режиссеры, партнеры и друзья. Вячеслав Гвоздков, Валерий Гришко, Валерий Мелешин, Светлана Хумарьян, Иван Морозов, Олег Белов, Денис Евневич, Герман Греков, Людмила Федосеева, Нина Лоленко, Жанна Романенко, Александр Кузин, Евгения Аржаева вспоминали смешные и трогательные эпизоды из личной и профессиональной жизни артиста. Как любили делать друг другу подарки, как подкалывали на спектаклях, с каким вкусом и удовольствием играл Амелин в капустниках, каким он был упрямым и каким потрясающим чувством юмора обладал...
Все то, что вспомнили бы, наверное, и на обычном юбилейном вечере, сейчас звучит немного иначе - как воспоминания, как посвящение памяти. И был один особенный момент в этот вечер. Почти все аплодисменты, звучавшие в понедельник в Драме, предназначались Сан Санычу. Но когда о нем вышел говорить Олег Белов, сам проходящий сейчас реабилитацию после тяжелой болезни — аплодировали не только его живому рассказу об Амелине (Белов и Амелин были, как справедливо говорил о них режиссер Валерий Гришко, уникальным актерским дуэтом), но и его собственной стойкости.
...А под занавес Амелин кланялся – кланялся с экрана во всех своих ролях поднявшемуся с мест залу. Он был прав тогда, год назад – он действительно стал частью истории этого театра. И этого города. Очень большой и важной частью. «В этом городе работал большой русский артист», как точно сформулировал режиссер Александр Кузин.
Справка
Александр Амелин (4 ноября 1962 — 19 июля 2012) - заслуженный артист России. Родился в Ростове-на Дону. После окончания театрального училища имени Щепкина в 1984 году приехал в Куйбышев, в Академический театр драмы имени М. Горького, ставший единственным в его жизни. За четверть века сыграл около 50 ролей из мирового репертуара, русской классики, современной драматургии. Поворотной в творческой судьбе артиста стала роль Ленни в спектакле «О мышах и людях», отмеченная наградами на театральных фестивалях. Затем последовали Тропачев («Чужой хлеб»), Сальери («Амадеус»), Юсов («Доходное место»), Несчастливцев («Лес») и другие. Преподавал в Самарской государственной академии культуры и искусств и на целевых актерских наборах при театре.