За последние два месяца в столице губернии произошло много событий, которые были неоднозначно восприняты горожанами. Особенно много откликов у самарцев вызвал прошедший снегопад и его последствия, которые город переживает до сих пор. Однако за бурными дискуссиями о том, почему самарские улицы так медленно освобождались от снега, практически без внимания наиболее активных жителей остались и другие важные для города темы. Например, повышение зарплаты бюджетникам и работникам дошкольных учреждений или продажа за бесценок муниципального имущества. Впрочем, как оказалось, самарский градоначальник Виктор Тархов в равной степени готов и к критике, и к похвале в свой адрес. Поэтому и на самые «неудобные» вопросы господин Тархов отвечает без обиняков.
– Виктор Александрович, какова в настоящее время ситуация по ликвидации последствий снегопада?
– Сейчас режим нашей работы точно такой же, какой был введен 23 января, когда все это «счастливым» образом началось. В пятницу и субботу (25-26 января– 63.ru), когда погода немного успокоилась, работа по расчистке снега была налажена, я позволил себе съездить на рыбалку. Возвращался в город через Уральск. Черниговку проезжаем, снега нет. К слову, в западном Казахстане, который граничит с Самарской областью, тоже снега нет. Там весь снежный покров за зиму составляет, дай бог, 10 см или 1200 мм. Правда, лед – бурить замучаешься. Так вот, Черниговку проезжаем, пусто, Большую Глущицу – снега нет, в Дубовом умете – как граница какая-то проходит: действительно появляются снежные завалы.
Справка 63.ru: Виктор Тархов. Родился 3 января 1948 года в Самаре. В 1971 году окончил химико-технологический факультет Самарского политехнического института. Специальность – инженер-химик-технолог. В 1971-1984 годах работал на Куйбышевском заводе синтеза. С 1984 по 1990 год – генеральный директор ПО «Куйбышевнефтеоргсинтез» Миннефтепрома. С 1990 по 1992 год – председатель Самарского областного совета народных депутатов и председатель облисполкома. С 1992 по 1995 год – генеральный директор Новокуйбышевского нефтеперерабатывающего завода. С 1995 по 2000 год – старший вице-президент НК «ЮКОС». С 2002 года – депутат Самарской губернской думы. С 2006 года – председатель Самарского регионального отделения Российской партии Жизни (РПЖ). В октябре 2006 года Виктор Тархов избран мэром Самары. В 2007 году после объединения РПЖ, партии «Родина» и Российской партии Пенсионеров в политическую партию «Справедливая Россия: Родина / Пенсионеры / Жизнь» Виктор Тархов возглавил региональное отделение новой партии в Самарской области. Является членом центрального совета «Справедливой России». Женат. Есть дочь.
В настоящее время на улицах Самары работает примерно 350 единиц, из которых минимум 60 нужно списывать. Эта техника устарела, самортизирована. Мы сейчас гораздо больше денег тратим на ее поддержание в нормальном состоянии и ремонт. К сожалению, сиротские зимы приучили нас к внутренней расслабленности. Мы с вами приобрели 85 единиц новой техники. С октября по декабрь 24 машины пришли. Остальная техника будет приходить до марта согласно срокам поставки по договору. Теперь легко прикинуть: всего у нас будет 410 единиц, спишем 60, останется 350. Называются разные цифры по нормативам, необходимые для территории нашего города.
Я думаю, что правильная цифра – 700. Однако, мы столкнулись с тем, что на новую технику в Самаре нет механизаторов. Поэтому попытались решить эту проблему через военкомат. Попросили: «Дайте резервистов!». В итоге пришел резервист – одна штука, к тому же без прав. В общем, я понимаю, если завтра война, если завтра в поход – то в атаку пойдут, наверное, одни генералы. Рядовых-то нет. Даже на учете. Пришлось обходиться без резервистов.
– Что вы собираетесь предпринять для подготовки к следующей зиме?
– Относимся мы к этому очень серьезно, готовиться к следующему году начнем с февраля текущего года. Работа будет идти по нескольким направлениям. Например, закупка техники. Один этот пункт требует решения множества задач: нужно найти механизаторов. Для этого в техникумах должны быть введены новые специальности. Мы должны еще сесть за стол переговоров с РОСТО, так как только у них есть полигоны, на которых обучаются вождению на крупногабаритной технике. Дальше мы должны смотреть, какая именно техника нам нужна и сколько.
Например, для Ново-Садовой или Московского шоссе подойдут роторные комбайны, а вот для Фрунзе или Венцека – нужны машины поменьше. Затем надо решить вопрос, где мы всю технику будем размещать – она должна располагаться не в одном месте. Это еще как минимум три парка. А внутрикварталка? Кто будет снег расчищать там? Тетя Поля с дядей Васей? Вот и все боевые силы, на которые мы можем рассчитывать. У нас не хватает каждого второго дворника, а значит, и нет людей с лопатами. И их больше не будет: мы в численности не растем, а работа это не престижная, статус не тот. Приватизируем комнаты в общежитиях – так вообще не на что будет приглашать людей. Словом, проблем тьма, но каждая должна быть решена.
– В этом году мэрия была вынуждена сбрасывать снег на лед Волги. Росприроднадзор готовит предписания к администрации города. Как вы это можете прокомментировать?
– Я, естественно, не могу всего рассказать, что мы будем делать. Отвечу так. Накажут – заплатим штраф. В этой ситуации другого выхода просто не было – либо вывозить снег на лед, либо вообще не вывозить, либо в час по чайной ложке возить. В идеале Самаре нужны пункты приема снега, на которых нужно растапливать снег, как в столице нашей родины, городе-герое Москве, это разумно. В этих пунктах вода будет и очищаться. Сначала отстаиваться, освобождаться от примесей. Жировой слой направляется на очистные сооружения, а песок – в отвал.
– В планах мэрии – приобретение снегоплавильной техники?
– Нет такой техники – снегоплавильной. Пункты приема снега – это решетка, на которую вываливается снег. А по прутьям решетки пропускают кабель со слабым током. Он разогревает эту решетку, снег тает и стекает под землю. Это нестандартное оборудование, если говорить на заводском жаргоне, «сделай сам» и внедряй.
– По итогам работы в режиме чрезвычайной ситуации вы подписали приказ об освобождении от должности руководителя ТТУ Владимира Водолазова. Есть ли у вас замечания к работе во время снегопада других своих подчиненных?
– Есть кое-какие замечания, которые будут учтены. Например, ну очень долго приходило в форму муниципальное предприятие «Благоустройство». Что касается господина Водолазова, он воспринимает меня как свого единственного начальника. Звоню ему: «Найдите мне господина Водолазова», – а мне говорят: «Он спит». Время – 11 дня. Я давно на работе, спать некогда. Ну братцы, простите, у нас так не принято. Затем мне предоставили ложную информацию – о том, что все троллейбусы убрали с улиц. Я взял машину – только на Льва Толстого насчитал четыре брошенных троллейбуса. А люди маются, не могут проехать. Ложная информация – самый великий грех для управленца. Потому что она приводит к неправильным выводам и неправильным действиям. Однако это не означает, что на господине Водолазове мы поставили крест на всю оставшуюся жизнь. Мы с ним обязательно обсудим его дальнейшую судьбу.
– Как обстоит ситуация с полигонами для твердых бытовых отходов (ТБО)?
– У нас проблема с наличием полигонов для хранения ТБО и кладбищ. Кладбище в Стромилово приказало долго жить – оно закрыто. Я встречался с главой Волжского района Вячеславом Брызгаловым. Мы договорились по одному полигону – рядом с Преображенкой. Нам выделят 150 гектаров. При этом вся земля находится в собственности – будем ее выкупать. Придется на это идти, потому что городу позарез нужно кладбище, которыми мы не занимались 24 года. Также добавляются еще 10 гектаров к Рубежному. Но это один год для такого города, как Самара. Больше кладбищ нет. Сейчас ситуация такова, что умерших родственников люди хоронят на сельских кладбищах, договариваясь с сельсоветами. Даже до такого дело доходит, к глубокому моему сожалению. А у города с востока, юга и севера должны быть полигоны и кладбища. Это нормальная логистика – чтобы не возить покойников по всему городу из одного конца в другой. Надеюсь, что мы решим эти проблемы как минимум на 40 лет вперед и избавим горожан и себя от головной боли.
– Давайте перейдем к еще одной важной теме – с 1 февраля в Самаре увеличилась заработная плата бюджетникам и работникам дошкольных детских учреждений. Расскажите об этом.
– Да, было прямое указание президента, поэтому рассуждать тут не о чем, надо посмотреть, как быстрее выполнить это поручение. Потому что президент, конечно же, свое решение отменять не будет. Общая сумма по этим двум направлениям для города составила 310 миллионов рублей в год. Рост зарплаты для бюджетников увеличен на 14%. Вы знаете, что 28 декабря на заседании городской думы был принят бюджет Самары на 2008 год. Поручение о повышении зарплаты прозвучало из уст президента 24 декабря. Вносить изменения в бюджет впопыхах – это значит остаться без финансирования в первые месяцы нового года. Поэтому мы договорились, что примем бюджет без этих поправок, но приступим к поиску средств. В итоге деньги нашли на воспитателей детских садов, а потом пришла новость, что повышать зарплату надо и бюджетникам. А это еще 230 миллионов рублей. Одному городскому бюджету это не под силу.
114 миллионов мы изыскали, а вот за остальной суммой я поехал к губернатору области. Владимир Владимирович сказал, что сейчас решить вопрос невозможно, что не вызывает сомнений. Ведь губернский бюджет также утвержден. Но городу будет оказана финансовая помощь на эти цели ориентировочно в третьем квартале текущего года из профицита областной казны.
– На сколько в денежном выражении увеличилась зарплата воспитателям детских садов?
– Примерно на 2000 рублей.
– Когда же будут внесены соответствующие изменения в городской бюджет?
– Сейчас мы подготовили изменения в бюджет, затем их рассмотрит дума, надеюсь, примет. Впрочем, наверное, примет, потому не принять такие поправки сложно.
– За счет каких доходов бюджет может справиться с этой нагрузкой?
– Бюджет – это организм, который постоянно находится в динамике, а не в статике. У нас в этом году много направлений в развитии города, и одним из основных является межевание территорий. Если рассматривать межевание как бизнес, то я вам скажу, это очень выгодный вид бизнеса. Срок его окупаемости – два года. Мы приступили к крайне трудной задаче в прошлом году – отмежевать всю территорию Самары. Работа продолжится и в этом году – это же доходы. Например, в настоящее время мы не можем выставить счет по большому количеству территорий: не поймешь, какую сумму предъявить.
– То есть будете изыскивать средства за счет земельного налога и аренды?
– Конечно, сейчас мы отдачу от этого мы получаем в гораздо меньших объемах. Я вам приведу такой пример. Город Пермь, который входит в ассоциацию городов Поволжья и Камского бассейна. Плюс этого объединения состоит в том, что вся информация о городах, входящих в альянс, открыта. То есть известно, у кого какие показатели. В Самаре доходы от уплаты земельного налога в бюджет города в прошлом году составили 750 миллионов рублей. А в Перми, которая меньше Самары, аналогичный показатель составил два миллиарда 600 миллионов рублей. Вот это для нас ориентир. Вот таких сумм мы должны добиваться.
– Расскажите о реализации городских целевых программ.
– У нас в городе есть застарелые проблемы. Их много. Всем известно, что не решена проблема с упорядочением сбора цветного металла – поэтому некоторые жители города снимают кабели и провода, находящиеся под напряжением. Пока Государственная Дума не может найти противоядие от этого негативного поведения наших граждан. В Самаре действует программа по восстановлению уличного освещения, рассчитанная на четыре года. В этом году на ее реализацию будет потрачено свыше 60 миллионов рублей. Думаю, что ситуация с освещением в ночное и вечернее время в этом году значительно улучшится. Комплексно мы к этой проблеме подходим потому, что если «навалимся», например, на Самарский район, будет жаловаться Красноглинский. Что касается лифтового хозяйства, то у нас с вами сегодня 4500 лифтов. Выработка этого ресурса велика. У города должна быть крейсерская скорость по ремонту лифтового оборудования. Сразу этого не преодолеть, но заниматься все равно надо.
Сейчас департамент развития промышленности и малого и среднего предпринимательства с инициативной группой бизнесменов разрабатывают проект по организации производства лифтов в Самаре. Уже определились с площадями, готовится бизнес-план, надо посодействовать предпринимателям в стартовом капитале. Спрос на этом рынке будет. Поскольку самый ближайший к нам производитель лифтов находится в Подмосковье, еще дальше – в городе Луцк. Пожалуй, и все. Есть, конечно, еще и Швеция и Германия, но это дорого и далеко. Теперь по ремонтным делам. Мы увеличили объем финансирования на эти цели в бюджете 2008 года. Поэтому в этом году дело с ремонтом лифтов пойдет живее. В техзаданиях производителей лифтов мы будем заранее записывать, что они нам должны будут предоставить и комплектующие для ремонта: те же кабины, лебедки, тросы. Кроме того, у нас в Самаре есть отличная фабрика, которая делает отличные тросы. Кстати, услугами этого предприятия пользуются австрийцы для фуникулеров.
– Видимо, лифты будут востребованы и потому, что в Самаре увеличатся объемы вводимого жилья в связи с тем, что город будет уходить от точечной застройки?
– Да, весь 2007 год ушел на разработку регламентов и постановлений по комплексному развитию городских территорий. Главная наша задача – подготовить всю необходимую документацию для того, чтобы уйти от точечной застройки. Теперь на аукционе будем продавать не пятачок между двумя хрущевками, а микрорайон – бога ради, принимайте участие. Это разумное с точки зрения градостроительства развитие территории со всей инфраструктурой: Другими словами, мы подготовились к некоему строительному буму на территории нашего города и области. На очередном заседании гордумы будем рассматривать Генплан развития города. Самара, таким образом, станет шестым городом в России, который имеет свой Генплан.
– Господин Бахчев (руководитель городского департамента архитектуры и строительства – 63.ru) сообщил, что в 2008 году пройдут торги и аукционы, а само строительство начнется в 2009 году.
– Это правильно. Торопиться надо не спеша. Надо пройти все стадии до конца, куда от этого денешься? Нельзя допустить, чтобы потом наши решения были признаны не легитимными. Это самое страшное, что может быть. Тогда получается, что вся наша работа прошла впустую. Все наши решения должны четко соответствовать федеральному законодательству.
– Как вы думаете, вернут ли полномочия по распоряжению земельными участками городу?
– Никто ничего возвращать не собирается. Я могу сказать, что знаю, кто лоббировал в столице нашей родины принятие вот этой поправки к закону «О земле», к закону «О местном самоуправлении». Правда, не знаю, для чего это сделано, но поверьте мне, это не добавило прав губернии, но существенно запутало взаимоотношения области и города. Я всегда говорил, если и было подозрение, что городские чиновники занимаются воровством, а областные не будут, то это наивно до изнеможения. Потому что ворует не область, и не город, а люди, человеки. Все-таки я думаю, что пересматривать закон по доброй воле Госдума не будет.
– Как вы можете прокомментировать ситуацию с продажей в конце декабря 2007 года 81 объекта муниципального имущества?
– Я могу сказать, что у нас с вами, согласно уставу города, за которым неусыпно следит прокуратура (каждая вторая бумага в моей почте – прокурорская), в составе мэрии предусмотрены два градообразующих департамента – управления имуществом и архитектуры и строительства. Это своеобразные государства в государстве. Я могу освободить от должности руководителей или назначить. Остальное по уставу они могут делать сами. Об этом конкурсе я узнал 11 января. Была создана комиссия по служебному расследованию происшедшего. Был сделан беглый анализ: если брать правовую основу, то практически предъявить претензии не к чему. Потому что право передачи третьему лицу полномочий по проведению конкурса принято городской думой (8 февраля Виктор Тархов направил во все районные суды иски с просьбой признать эти продажи незаконными. К делу подключилась областная прокуратура, которая обнаружила признаки преступления в действиях уволенного с поста руководителя департамента управления имуществом Виктора Абрамова – 63.ru).
– Цена за квадратный метр вас не смущает?
– Если бы не смущала, я бы не создавал комиссию. Я вам только что про технику говорил, которую надо закупить, меня деньги, конечно же, интересуют.
– Администрация отказалась от идеи создания ОАО «Волжская недвижимость»?
– Нет, не отказалась. К 1 января 2009 года мы с вами обязаны избавиться от всего непрофильного имущества. 2008 год должен стать, в том числе, и годом торгов. Если смотреть структуру доходов городской казны, то доход от аренды имущества составляет 16%, то есть 1/6 от всех доходов бюджета. Просто так отмахнуться от них не хочется, хочется подумать, как сохранить эту часть доходов. Муниципальное имущество будет внесено в уставный капитал открытого акционерного общества. Единственным акционером выступает мэрия без права продажи уставного капитала. Все необходимые для этого документы были согласованы с городской прокуратурой. То имущество, которое было продано 25-26 декабря, находилось за пределами уставного капитала.
– Вы подписали новое постановление о создании ОАО? Прежнее вы ведь сами отменили.
– Все давным-давно подписано: это было как раз в начале октября 2007 года.
– Региональное отделение партии «Справедливая Россия» поддерживает на выборах президента кандидата от «Единой России» Дмитрия Медведева. Какая функция отводится местным справороссам в нынешних выборах президента? Раньше между двумя партиями наблюдалось жесткое соперничество…
– Жесткое соперничество… Вы сами когда-нибудь спортом занимались? Мы после матча обнимаемся и дружим, но там мы деремся. А еще хуже, если это бокс, там еще по носу могут попасть, и что? Если я вас критикую, это не значит, что я вам яму рою, если вы отвернетесь, я вас на суку повешу, вовсе же нет. Региональное отделение «Единой России» возглавляет Виктор Федорович Сазонов. Мы с ним знакомы последние 19 лет. Мне даже нравится, как он поет. Основания разодраться только потому, что мы в ноябре во время выборов в Государственную Думу состояли в конкурирующих партиях, нет. Поэтому общий язык с представителями «Единой России» нашли: недавно я встречался с Виктором Алексеевичем Казаковым – мы пообщались и договорились, кто за что отвечает. Наша партия приняла решение поддерживать господина Медведева на выборах. Я просто не вижу альтернативы, ее нет. А этот человек в теме, тянет неподъемный воз национальных проектов. Дай бог ему здоровья, буду надеяться, что у него все получится.