Прокуратура Самарской области провела проверку соблюдения федерального законодательства, регулирующего оборот оружия. Были выявлены многочисленные нарушения. Их допускали как работники ЧОПов, так и сотрудники органов внутренних дел – в области хранения оружия и выдачи гражданам лицензий на его приобретение.
Так, было установлено, что восемь сотрудников ЧОП «Страж» не имеют удостоверений частных охранников, но, тем не менее, к работе допущены. По данным проверки, нарушения допускали и милиционеры. Всего по результатам проверки прокурорами городов и районов внесено 31 представление об устранении выявленных нарушений закона, к административной ответственности привлечено восемь должностных лиц, принесено три протеста.
Мониторинг законного оборота оружия и борьба с его преступным оборотом – обязанность правоохранительных органов. Сообщения о задержаниях граждан, незаконно хранивших потенциальные «орудия убийства», регулярно появляются в криминальной хронике. Но в последнее время информация, касающаяся тех или иных аспектов оборота оружия, приходит от самых разных ведомств – от ФСБ и МВД до Россвязьохранкультуры. По мнению экспертов, такое повышенное внимание к этой проблеме свидетельствует о том, что государство решило максимально ужесточить контроль над оборотом оружия. Вместе с тем последнее время в обществе все чаще раздаются голоса сторонников свободной продажи стволов.
Как говорится в сообщении Управления Федеральной службы безопасности по Самарской области, за 2007 год сотрудниками УФСБ изъято 38 единиц огнестрельного оружия и более 3400 единиц боеприпасов. Всего же за период с 2005 года по настоящее время совместными усилиями разных правоохранительных органов из незаконного оборота в губернии выведено 210 огнестрельных единиц. И это не считая оружия, добровольно сданного гражданами в обмен на «прощение» и вознаграждение.
Занялась этим вопросом и Россвязьохранкультура. Начальник отдела охраны культурного наследия самарского управления этого ведомства Дмитрий Лакоценин заявил, что была проведена проверка сельских музеев. Выяснилось, что во многих из них хранилось оружие, представляющее историческую ценность, однако лицензии ГУВД, необходимые для его экспонирования, отсутствовали.
На фоне подобных сообщений и милицейской статистики все чаще раздаются голоса сторонников свободной продажи оружия. Причем свое мнение по этому вопросу высказывали не только политические маргиналы, но и вполне официальные, и даже приближенные к Кремлю организации. Так, пункт о свободной продаже оружия занимает одно из главных мест в программе партии «Гражданская сила» – одной из четырех партий, выдвинувших на президентских выборах кандидатуру Дмитрия Медведева.
Главные аргументы сторонников свободной продажи оружия просты. По их мнению, к росту преступности это не приведет. И даже наоборот – позволит снизить преступность. Ведь грабитель, увидев ночью на улице девушку, трижды подумает, прежде чем напасть на нее – а вдруг вооружена? Оппоненты же говорят, что россияне с их горячностью и любовью к «зеленому змию» просто перестреляют друг друга. И в доказательство приводят статистику бытовых убийств.
Но есть и более оригинальные точки зрения. Так, самарская правозащитница Людмила Кузьмина считает, что закон о свободной продаже оружия следует принять только оттого, что на руках у людей сейчас слишком много стволов. По ее мнению, всех пересажать нереально, проще будет узаконить оружие, находящееся на руках граждан.
Впрочем, есть довольно многочисленная часть людей, хранящих дома стволы на вполне законных основаниях. Это охотники. Но и их милиция в покое не оставляет. «Правоохранительные органы в буквальном смысле замучили нас со своими проверками», – говорит член Самарского общества охотников и рыболовов, охотник с 50-летним стажем Геннадий Алимкин. По его мнению, «оружейное» законодательство следует либерализовать, но только в той части, которая касается охотничьего оружия. «До 1956 года в магазине можно было свободно, без всяких лицензий приобрести мелкокалиберную винтовку – у самого тогда была «мелкашка». По моему мнению, сегодня можно разрешить свободную продажу гладкоствольного оружия. И при покупке предоставлять только один документ – членский билет какого-либо общества охотников или охотохозяйства. Уж мы-то, охотники со стажем, и безопасности обучим новичков, и азам обращения с оружием», – считает охотник. Но тут же добавляет: «А вот нарезное оружие продавать нельзя ни в коем случае. Неуравновешенных людей у нас хватает. Им доверить не то что ружье – вилку нельзя».
Низкий уровень культуры общества – главный аргумент противников свободной продажи оружия. Депутат Самарской губернской думы Наталья Боброва считает так же. «Пока мы не научимся быть культурными, пока не будет исполняться то законодательство, что уже имеется – давать нашим людям оружие ни в коем случае нельзя», – полагает она.
Мнение депутата Бобровой и охотника Алимкина разделяет и большинство россиян. Фонд «Общественное мнение» недавно обнародовал результаты социологического исследования, согласно которым 74% граждан страны выступают против свободной продажи оружия. По всей видимости, мнение государства по этому вопросу совпадает с мнением большинства.