Самарские продавцы контрафакта – самые необычные «пираты» в стране. Как и самарские милиционеры. Несмотря на то, что вторые постоянно задерживают первых, первые никак не унимаются. Более того, умудряются поставлять свою продукцию на рынки других городов России и даже за пределы страны. Местные борцы за авторские права только разводят руками... и задерживают очередную партию.
В самом начале лета заместитель директора Российской антипиратской организации (РАПО) Виктор Злотя официально заявил, что на сегодняшнем российском рынке аудио- и видеопродукции 75% товаров – контрафакт. Лидеры по распространению – Москва и Санкт-Петербург, у Самары – несколько другой статус. В нашем городе, как правило, задерживают самые крупные «пиратские» партии. И довольно часто.
В Самаре уже слышны голоса, выступающие за введение нового пункта в существующее российское законодательство. По мнению ряда чиновников и руководителей правоохранительных органов, необходимо считать участником преступления не только продавца, но и покупателя нелицензионной продукции. Такие нормы действуют в некоторых европейских странах, однако в российских условиях их пока не применяли. Сопредседатель Союза потребителей РФ Евгений Мясин уверен, что подобные меры в нашей стране пока преждевременны и малоэффективны.
Представители самарской администрации и службы статистики постоянно утверждают, что уровень пиратства в городе падает. Причем быстрее, чем в других городах России. Однако их слова вызывают пока все больше сомнений.
Более того, в СМИ все чаще можно услышать весьма интересную версию, кажущуюся неправдоподобной только на первый взгляд. Есть мнение, что пиратские структуры действуют с самарскими правоохранительными органами сообща. Первые сливают информацию о некоторых партиях контрафакта, чтобы городская милиция поддерживала свой статус «передовиков производства». А та, в свою очередь, «закрывает глаза» на остальные, более крупные. В результате – и волки сыты, и овцы целы.
Конечно же, у нас все давно привыкли валить на «защитников порядка». Многочисленные факты из результатов их профессиональной деятельности показывают, что они такого отношения не заслужили. Однако сбрасывать подобную версию со счетов тоже не стоит – слишком уж странным выглядит явное противоречие: партии задерживают-задерживают, а результаты этой работы не особенно заметны.
Даже беглое изучение прилавков самарских рынков и павильонов показывает, что значительная доля всей аудио- и видеопродукции – чистый контрафакт. При этом очень любопытным выглядит то, что распространители особо ничего и не скрывают: на полках с лицензионными товарами часто висит специальная табличка «Лицензия». Сразу становится понятно, что на остальных полках лежит явно что-то другое...
Специалисты считают, что распространению пиратства способствует уровень доходов самарцев. Им не до уважения авторских прав – они привыкли покупать то, что дешевле. Официальные производители лишаются значительной части покупателей и прибыли. В результате вынуждены опять-таки повышать цены. Особенно ярко это видно на примере лицензионного компьютерного программного обеспечения.
Серьезным образом отражается это и на городском бюджете. С озвучиванием хотя бы примерных цифр ущерба пока в самарской администрации не спешат, однако очевидно, что такое количество товаров, не обложенных налогами, могло бы принести весьма ощутимые поступления в местную казну.
Только за последние годы изъятие контрафактной продукции в Самаре бьет рекорды. Отдельно стоит вспомнить наиболее громкие дела, которые помечены «красным» в хрониках борьбы с самарским пиратством.
Так, в сентябре 2005 года на складах самарской группы компаний «Союз» и ООО «Пластпереработка» сотрудники УБЭП ГУВД Самарской области обнаружили более 3 млн. дисков с компьютерными программами, фильмами и аудиопродукцией. Ущерб, понесенный правообладателями от продажи этих дисков, превысил бы 1 млрд руб.
Эксперты тогда были очень удивлены. Спрос на местном самарском рынке вполне удовлетворял бы склад на 300 тысяч дисков. Здесь же – почти десятикратное превышение «логичных объемов». Однако разгадку нашли быстро – диски экспортировались в другие города России. Владельцы партии конфискованных дисков успешно продавали пиратскую продукцию в Москву, Санкт-Петербург, Обнинск, Тверь, Архангельск, Калининград, Тулу, Владимир, Моршанск, а также в города СНГ – Актюбинск, Душанбе, Алма-Ату, Караганду, Уральск и Ташкент.
Похожий случай – уже в ноябре 2006 года. На территории промышленной зоны Кировского района правоохранительные органы обнаружили цех по производству дисков с пиратскими копиями фильмов, музыки и компьютерных игр. Общее количество – более 1,5 млн носителей. Продукция распространялась по всей территории Российской Федерации, в некоторых регионах Украины, обладала внешним оформлением высокого качества. Кроме того, активно самарские пираты идут и на рынки Казахстана.
В начале этого года прогремела еще одна «пиратская история». В Кировском районе во Дворце Спорта на улице Физкультурной сотрудниками правоохранительных органов было изъято свыше 10 тысяч контрафактных дисков с музыкой, компьютерными играми, кино и фильмами категории «Х». Интересно, что помещение, в котором было налажено производство всей этой продукции, фигурирует в подобных делах уже не в первый раз – весной 2007 года здесь же была арестована 15-тысячная партия.
Случаев изъятия более мелких партий – в количествах до тысячи дисков – не счесть. Ими почти каждую неделю пестрит милицейская сводка. Как правило, задерживаются продавцы и распространители контрафакта. Наказания ограничиваются условными сроками.