Генплан – это, как-никак, концепция развития города. Она охватывает все сферы его функционирования и жизнедеятельности. Принимали ее долго. Объясняли все промедления тем, что в таких серьезных вопросах торопиться не стоит. Приняли. Вздохнули. Но не с облегчением, а от разочарования. Что уж тут поделаешь, но генплан никакой ясности в будущее Самары не внес.
Генплан утвердили еще в конце февраля. С тех пор прошло уже почти четыре месяца. Специалисты всех мастей за это время успели основательно изучить и раскритиковать его основные положения.
Когда принимается такой глобальный документ, все ждут каких-то революционных изменений. В самарском генплане изменения такие найти сложно. Как объясняют создатели, разработан он на основе существующих принципов застройки города. Поэтому никаких революций! А жаль, так как именно эти «существующие принципы» вызывают самые серьезные сомнения. Даже опасения.
Начать, пожалуй, следует с экологической составляющей. Вот в прежнем генплане ей вовсе не было уделено никакого внимания. Как и созданию зон туризма и рекреационных зон. Нынешние чиновники решили выделиться: внимание этим пунктикам уделили, и всё, казалось бы, по полочкам разложили. Вот только от взгляда на эти «полочки» становится откровенно страшно. Экологи (в лице представителей регионального отделения Социально-экологического союза) разнесли новый документ «в пух и прах».
Встревожило то, что четкого описания того, как будет сохраняться и формироваться «зеленая Самара», просто нет. Чиновники с радостью сообщили, что новые зеленые зоны появятся на острове Коровий и в районе Дубков. Существующую зону между п. Управленческим и Студеным оврагом под застройку также не отдадут. Отрадно, конечно, но жителям центра города от этого никак не легче. Создается впечатление, что вопросы озеленения не будут учитываться при принятии строительных регламентов и проектов комплексной застройки. А значит – про них просто забудут, и город потеряет даже ту «зелень», которую имеет.
Чиновники подсчитали, что на данный момент на одного жителя Самары приходится ровно 4,5 кв. м зеленых насаждений. Они просто взяли общую площадь этих насаждений и поделили на все население. Правда, не стали учитывать, что процентов 80 этих насаждений приходится на окраины города, так называемую пригородную зону. В генплане указано, что уже к 2016 году цифру эту увеличат до 9,2 кв. м на человека. И способ указали, которым все это будет произведено – прирост «зеленых зон» за счет Самарского Заречья. Опять-таки непонятно, каким образом этот прирост облегчит жизнь тем, кто живет в центральных районах города.
Самарское Заречье – вообще очень спорный проект. Целая группа экологов уверена, что стройка на болоте ни к чему хорошему не приведет.
Недовольны и представители Госавтоинспекции. Мероприятий, посвященных дорожному строительству и организации транспортных потоков, в генплане достаточно много. Только вот гибдд-шники считают, что все они дадут посредственный результат. Основные проблемы – пробки и несанкционированные парковки – генпланом только упоминаются, тогда как конкретных шагов для их решения принимается весьма и весьма мало.
В свою очередь, в руководстве ГАИ эти конкретные меры уже продумали. Одна из них – создание ночных муниципальных парковок на площадках перед Дворцом Спорта, на площади Сельского хозяйства. Однако, видимо, ничего подобного не произойдет: в администрации города запрещают использовать муниципальную собственность под коммерческие цели. Своих же предложений чиновники не высказали.
Проблема ветхого жилья и реконструкции исторического центра города – это вообще целый комплекс весьма запутанных и туманных решений. Отрадно, правда, что документ предусматривает обследование состояния и ремонт пятиэтажных домов первых массовых серий («хрущевки»).
Главный недостаток генплана в этой связи – отсутствие единого подхода. Вся территория поделена на зоны, и по каждой определены свои условия строительной деятельности. Ветхий фонд, судя по всему, будет в значительной степени сохранен. И это – отдельный повод для критики. Тотально ограничивать этажность новостроек разработчики генплана не стали, определив зоны с меньшим разрешением высоты и с сохранением красных линий и зоны с большим допуском высоты застройки с сохранением только исторической планировки и с допустимым изменением красных линий застройки. Такие допущения сделаны в интересах застройщиков, потому что снижение этажности влияет на доходность объекта.
Удивительно, но точечная застройка в нашем городе, несмотря на то, что в мэрии ее объявили практически «вне закона», продолжается. Застройщики по-прежнему мотивируют свою деятельность разрешениями, выданными еще при Лиманском. Интересно получается. Стоит отметить, что, конечно, самарский генплан – документ не «законсервированный».
Специалисты отмечают, что город при существовании генплана в его нынешнем виде может подвергнуться инфраструктурному кризису. Развитие самарского мегаполиса потребует ряда изменений в пунктах генплана. И эти изменения способны достаточно сильно перекроить саму концепцию документа.