В Самарской области зафиксирован всплеск дорожно-транспортных происшествий, повлекших гибель людей. Порой за 24 часа в области происходит свыше 20 серьезных ДТП с большими количеством жертв. Руководство ГИБДД пока никаких серьезных мер не предпринимает. Такое увеличение аварийности на самарских дорогах объясняется целым комплексом причин.
Авария, произошедшая на Волжском проспекте в ночь на 11 июля, может стать самой «яркой» в этом году. Автомобиль «Тойота» врезался в рабочих МП «Водоканал». На месте аварии погибли трое. Через три дня в больнице скончался еще один пострадавший. Машина врезалась в стену дома, водитель попытался скрыться с места происшествия, но был задержан прохожими. Медицинская экспертиза подтвердила, что водитель в момент управления находился в нетрезвом состоянии.
Через несколько дней крупная трагедия произошла в Богатовском районе. Там при лобовом столкновении двух машин погибло 5 человек, включая 4-месячного ребенка. Скорее всего, один из водителей в тумане не заметил предупреждающий знак, выехал на встречную и допустил столкновение
16-17 июля в Самарской области произошло 20 ДТП, в которых погибло 2 человека и еще 30 были госпитализированы. За две недели пострадало 26 детей.
Цифры статистики впечатляют. Только за первую половину июля – 233 аварии и 25 погибших. 11 ДТП с участием общественного транспорта – пострадало 13 человек, причем семь аварий произошло по вине водителей общественного транспорта. Выявлено 66,5 тысяч административных нарушителей, что на 30% больше, чем за аналогичный период прошлого года. 1 244 водителя управляли машиной в нетрезвом состоянии. 3 587 водителей выехали на встречную полосу. 2 205 нарушений допустили водители общественного транспорта.
За первое полугодие 2008 года на дорогах Самарской губернии произошло 1 947 дорожно-транспортных происшествий, в которых погибли 214 человек и 2 390 получили ранения различной степени тяжести.
Специалисты Фонда общественного мнения провели опрос на тему безопасности дорожного движения. Среди опрошенных оказалось 30% автомобилистов и 70% пешеходов. 41% из опрошенных считают ситуацию на дорогах плохой, 26% из них заявили, что за последние два года она только ухудшилась. 53% считают, что ситуация не изменилась. 14% россиян считают дороги страны безопасными. 12% уверены, что опасность возрастает.
По мнению 46% респондентов, безопасность дорожного движения снижается из-за собственной безответственности и невнимательности, незнания или несоблюдения правил дорожного движения, 13% главной причиной аварий считают пьянство и употребление наркотиков. 5% опрошенных винят во всем ГАИ, а также хамство и низкую культуру вождения. На плохие дороги жаловались весьма часто. 23% россиян упомянули отсутствие уличного освещения и тротуаров, 10% – неработающие светофоры и отсутствие дорожных знаков, 6% были недовольны пробками.
На вопрос, нарушают ли водители правила дорожного движения, 67% ответили утвердительно, а 55 % опрошенных заметили, что пешеходы нарушают не меньше. 8% россиян думают, что водители правила соблюдают. Про пешеходов хорошо думают 11%.
Между тем в думе решается вопрос о введении уголовной ответственности за вождение автомобиля в нетрезвом виде. До сих пор за это предусматривалась только административная ответственность. С 1 января управление автомобилем с непристегнутым ремнем безопасности карается штрафом в 500 руб., выезд на полосу встречного движения обойдется водителю в 2-2,5 тыс. руб., либо он лишится прав на срок от 4 до 6 месяцев. За управление машиной в состоянии опьянения – лишение прав на 1,5-2 года, за превышение скорости на 40-60 км/час – штраф 1-1,5 тыс. руб.
Считается, что эти меры должны призвать водителей к дисциплине. На деле же эффект практически незаметен. Дело в том, что многим злостным нарушителям под силу выкупить права и отделаться только штрафом. Помогают в этом «нелегком» деле коррумпированные сотрудники ГАИ, которые за небольшую мзду готовы прекратить расследование даже в том случае, если из-за нарушения пострадали люди.
Плохие дороги также влияют на статистику. На трассе М5 постоянно происходят аварии, связанные с плохим покрытием. По словам министра транспорта, связи и автомобильных дорог Самарской области Валерия Матвеева, дорога управляется Федеральным управлением автомобильных дорог «Большая Волга», расположенным в Пензе. Эта структура подчиняется непосредственно «Росавтодору». Деньги долгое время практически не выделялись. Только в этом году удалось добиться выделения средств. «Росавтодор» заверяет, что дорога будет приведена в порядок в течение двух лет.
В городе проблема плохих дорог не менее серьезна. На проезжей части постоянно появляются просадки, провалы, открытые люки и прочие ловушки. Отмечать опасные места так, как положено, никто не собирается. Открытый колодец возле метро Московская обозначали только веткой. Провал чуть дальше больше суток вообще не был обозначен. Кроме того, состояние полотна во многих местах ужасающее. Двигаться даже с разрешенной скоростью опасно. Во многих местах нет нормального освещения, знаки поставлены без соблюдения норм, а порой просто не читаются. Светофор на пересечении Мичурина и Масленникова работает по одному ему известному алгоритму, а в солнечные дни разобрать, какой свет на нем горит, практически невозможно.
Оставляет желать много лучшего и работа сотрудников ГИБДД, которые тратят по несколько часов на то, чтобы прибыть к месту происшествия. Из-за этого растут пробки, затрудняется проезд, возникает опасность новых ДТП. Причем рядом с местом аварии может находиться экипаж, который будет заниматься собиранием штрафов, но даже не подумает о том, чтобы оформить ДТП и отпустить водителей, разгрузив дорогу.
Одна надежда остается на то, что скоро закончится ремонт Ново-Садовой. Тогда дороги хоть немного разгрузятся. Особые надежды возлагаются на магистраль «Центральную» и проспект Карла Маркса. Однако, даже если эти дороги в скором времени будут построены, ситуацию не улучшить без большего внимания к проблеме аварийности на дорогах. До тех пор, пока у водителей не появится хоть какая-то культура, ожидать снижения аварийности не стоит.