Продолжающийся военный конфликт в Южной Осетии пока еще сложно оценивать объективно, однако уже сейчас ясно, что разразившееся военное столкновение самым серьезным образом отразится не только на жизни государств-участников, но на всем комплексе существующих международных отношений. Свою точку зрения на причины конфликта, адекватность реакций грузинского, осетинского и российского правительств в интервью порталу Samara24.ru высказывает председатель Самарского регионального отделения партии «ЯБЛОКО» Игорь Ермоленко.
- Как вы оцениваете военный конфликт в Южной Осетии? Каковы его причины и пути разрешения?
- К сожалению, обострение многолетнего конфликта свидетельствует о недоговороспособности нынешнего руководства Грузии, с одной стороны, и лидеров Южной Осетии, а также стоящих за ними российских властей – с другой.
Неадекватность Саакашвили, вздумавшего погасить вялотекущую перестрелку всей своей огневой мощью по всей площади спорных территорий, с лихвой перекрыто и предыдущей политикой российского правительства по раздариванию гражданства РФ всем подряд, и столь же неадекватным военным ответом по территории всей Грузии с открытием второго фронта в Абхазии.
Со своими предложениями по урегулированию конфликта «Яблоко» выступило до обострения конфликта, 6 августа. Предлагалось открыть возможность неправительственным переговорам с участием экспертов и общественных деятелей, обладающих знаниями и доверием, для выработки предложений по мирному урегулированию для руководителей всех участвующих в конфликте сторон. Хотя, безусловно, теперь, после такого масштабного скандала, необходимо ставить вопрос о привлечении широкого круга международных посредников.
- К каким геополитическим последствиям может привести этот военный конфликт?
- Видимо, ускорится процесс принятия в НАТО и Грузии, и Украины, а дальше может дойти до чего угодно, вплоть до конфликтной ситуации между НАТО и Россией. То есть Россия серьезно ухудшает ситуацию на собственных границах.
Обострение одного давнего этнического конфликта на Кавказе может повлечь за собой цепочку последствий, не случайно параллельно с Южной Осетией усугубилась ситуация в Абхазии. Азербайджан и Турция могут попытаться отобрать у Армении Нагорный Карабах, и тут мы тоже можем оказаться втянутыми в конфликт. Возможна дестабилизация Северного Кавказа, то есть уже территории самой России.
Фактически, дело идет к развалу СНГ. Структура, через которую Россия пыталась влиять на обстановку в соседних странах, и без того обладала слабым авторитетом, а уж теперь, после прямого военного конфликта между двумя участниками Содружества, сразу несколько государств могут начать рассматривать для себя в качестве приоритетных другие формы и организации международного сотрудничества.
Черноморский флот, базирующийся на Украине, может столкнуться с существенными проблемами как в обеспечении повседневной жизни, так и при выполнении своих непосредственных функций в зонах возможных конфликтов.
- Как ситуация в Осетии отразится на внутренней жизни российского государства?
- Перемещение на свою территорию нескольких десятков тысяч человек и необходимость их адаптации могут вызвать самые непредсказуемые последствия. Ведь это люди, не имеющие экономической стабильности – чем и на что они будут жить? Каким способом получится избежать межнациональных конфликтов, ведь беженцы будут заселяться на новых территориях компактными группами?
Патриотический угар, формируемый государственными СМИ, может быть востребован и объясним в военное время. В условиях мира эти искренне-неадекватные люди лишь приведут к очередным международным скандалам, что мы наблюдали во время предыдущих обострений отношений с Грузией и Эстонией.
- В российской экономике тоже не обойдется без серьезных последствий?
- Даже если оставить вне рамок рассмотрения прямые расходы в размере 10 млрд на восстановление Южной Осетии и необходимости компенсации собственных военных потерь, можно говорить о грядущих серьезных материальных и финансовых затратах.
Нет никаких сомнений, что российская экономика будет вынуждена взвалить на себя содержание Абхазии и Южной Осетии. Практически наверняка ясно, что это будет очередной черной дырой госбюджета.
Усилится поиск иностранными партнерами иных источников обеспечения собственной энергетической безопасности. Говоря прямо, с такой неуклюжей внешней политикой Россия рискует однажды остаться наедине с собственными нефтью и газом и снабжать ими менее важных и надежных партнеров, чем Западная Европа – Белоруссию да Китай.
И, наконец, самое важное – гуманитарные последствия. Человеческие потери с обеих сторон ничем измерить нельзя. Демографический дисбаланс на территории конфликта неизбежен. Большое количество беженцев влечет за собой такой комплекс проблем, который может оказаться не под силу ни социальной системе страны, ни самочувствию коренного населения в регионах России.
- Стоит ли ожидать резкого усиления национальной вражды?
- Межнациональные конфликты на территории России могут разразиться с новой силой.
В этой связи, кстати, нельзя не отметить здравый подход, продемонстрированный национально-культурными организациями Самары. Как отметили участники круглого стола, говорить о факторе национальной вины недопустимо в целом и в отношении грузинского народа в частности. Это напрямую касается масс-медиа. Основное внимание общественности следовало бы сосредоточить на более терпимом отношении к представителям национальных меньшинств и взвешенных поступках по отношению к ним.
- Оправданы ли были действия России на территории Грузии?
- К сожалению, никто из нас не обладает полнотой оперативных сведений, которые позволяли бы предельно компетентно судить о степени адекватности таких действий. Нет никаких сомнений, что Россия вышла за рамки миротворческого мандата. Это можно объяснить необходимостью защиты своих граждан. Однако перенос военных действий далеко за пределы Южной Осетии лишь способствует углублению конфликта, причем не только с Грузией, но и со многими другими государствами.
Сейчас для России важнее добиваться международной поддержки в расследовании преступлений грузинских войск в ходе конфликта и добиваться международной изоляции политиков, призывающих к «крестовым походам» против РФ.
- Стоит ли наказать агрессоров?
- Любой агрессии должен быть дан отпор. Надо только четко понимать, в отношении кого применимо такое понятие в данном случае. Ведь Грузия воевала на собственной территории. Что, конечно, в любом случае не имеет оправданий и должно стать
предметом серьезных юридических последствий в отношении отдавших приказ о начале военных действий.
К сожалению, определение «агрессия» больше соответствует действиям с российской стороны, я имею в виду военные удары за пределами Южной Осетии. В любом случае, дальнейшие действия должны иметь под собой международно признанную юридическую основу.
- Как вы оцениваете действия российских парламентеров относительно конфликта в Южной Осетии?
- Российских парламентеров не наблюдалось. Руководство страны изначально взяло курс на жесткое противостояние, с Саакашвили отказывались даже разговаривать.
Можно говорить о деятельности государственной пропаганды. И тут итог двоякий – урапатриотической истерии внутри страны почти удалось достичь, а вот на международном уровне ситуация оказалась проигранной, ведь СМИ там независимые и могут давать более объективную картину.
Что касается предложений партии «Яблоко» по дальнейшему урегулированию конфликта, то, на наш взгляд, используя свое влияние, Россия должна добиваться заключения с Грузией и Южной Осетией трехстороннего соглашения, включающего в себя:
1.Отказ от силовых методов решения территориальных проблем;
2. Признание территориальной целостности Грузии с одновременным наделением ее автономий широкими правами самоопределения;
3. Гарантии возвращения всех беженцев. Гарантом выполнения данного соглашения должны выступить страны СНГ. Необходимо добиваться, чтобы руководство НАТО сняло с повестки дня вопрос о принятии Грузии в эту организацию, отложив его на будущее.
- Далеко ли до полного разрешения территориального конфликта на Кавказе? Стоит ли ждать новых всплесков агрессии со стороны Грузии?
- Если однажды Ельцин про Курилы сказал, что это проблема, которую сможет решить лишь следующее поколение, то уж в отношении Кавказа можно говорить об очень длительных сроках… Конфликт носит этнический характер, а значит, имеет исторические корни и, увы, достаточно глубокие перспективы.
Агрессия со стороны Грузии мне кажется маловероятной, все-таки и раньше действовала она на своей территории, а вести войну на территории других государств у нее нет возможностей. Более того, при наличии столь неадекватного руководителя условием выживания страны является членство в НАТО. Хотя нам бы, конечно, хотелось, чтобы в Грузии было более договороспособное руководство, ибо Кавказ был и остается сферой государственных интересов России.