Правительство Самарской области закажет производство видеороликов, направленных на повышение рождаемости. Эту меру одобряют как психологи, так и политики. Во вторник, 7 октября, состоялись торги по определению организации, которой предстоит изготовить и разместить рекламу в эфире – их результаты станут известны позднее.
Формат продукции, заказанной областным кабинетом министров – постановочные игровые видеоролики с элементами компьютерной графики. Всего должно быть изготовлено пять таких мини-фильмов, продолжительностью 30 секунд каждый. Показывать их будут с понедельника по пятницу в вечерний прайм-тайм. А по выходным – и с утра. Завершится показ 22 декабря. Правительство затратит на кампанию пять миллионов рублей.
Стоит отметить, что опыт производства подобной видеопродукции в России есть. Так, на одном из федеральных развлекательных каналов уже долгое время транслируются ролики, посвященные Году семьи. В одном из них ставятся под сомнение ценности общества потребления. «Ты можешь любить вещи, но вещи не могут любить тебя», – говорится в этой социальной рекламе.
А самарская творческая группа «25 миллиметров» четыре года назад по своей инициативе сняла несколько сюжетов под лозунгом «Рожайте! Будем жить!» – они до сих пор крутятся в эфире. «На фоне успешной пропаганды потребительства, которой занята реклама, мы больше апеллируем к душе человека», – сообщил 63.ru режиссер группы «35 мм» Дмитрий Одерусов.
По данным статистики, рождаемость в России не достигает уровня, необходимого для простого воспроизводства населения. Конечно, с каждым годом на свет появляется все больше детей, однако общая численность все равно сокращается. Чтобы спасти ситуацию, власти предприняли ряд мер: ввели выплаты «материнского капитала» за рождение второго ребенка, организовали систему родовых сертификатов, устроили пропагандистскую кампанию в СМИ, объявили в России Год семьи. Эти инициативы с готовностью поддержали и в регионах.
Эксперты считают, что рекламные ролики могут сыграть большую роль – в случае, если их изготовить грамотно. «Когда только было объявлено введение «материнского капитала», никто сначала не озвучил, что его выплаты будут вестись лишь с 2007 года. Когда в 2006 году это выяснилось, в стране произошел скачок абортов – все рассчитывали на 250 тысяч рублей, а когда узнали, что не получат их, решили отложить рождение второго ребенка. Это была ошибка пиарщиков. Поэтому если сделать эти ролики качественно, то и результат будет хорошим. Но если нет – случится беда, и эта продукция будет вредить», – полагает декан психологического факультета СамГУ Константин Лисецкий.
Его мнение разделяют и коммунисты. «Деторождение, конечно, зависит от социального уровня. Но это не главное. Ведь есть многие страны, в которых люди живут бедно, однако рождаемость там высокая», – рассуждает депутат Самарской губернской думы Марина Ерина. По ее мнению, на такую социальную рекламу стоит потратить деньги. «Нам любым способом нужно повышать рождаемость. Если существующие тенденции сохранятся, в России просто некому будет жить. Но главное – это правильное содержание этих роликов. Если в них покажут счастливую семью, в которой больше одного ребенка, то это сможет повлиять на настроение людей. Но если там покажут какие-то сексуальные сцены, то ни к чему хорошему это не приведет», – считает Марина Ерина.
Однако эксперты отмечают, что для изменения отношения общества к вопросам деторождения нужно время. А в случае с роликами, заказанными правительством области, его может просто не хватить. В эфире эта видеопродукция продержится не дольше трех месяцев.