Отныне все авторские права на проведение Грушинского фестиваля принадлежат клубу авторской песни имени Валерия Грушина. По крайней мере в этом уверен президент клуба Борис Кейльман. Дело в том, что федеральная служба по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам своим постановлением прекратила правовую охрану товарных знаков, принадлежащих московскому фонду «Фестиваль авторской песни имени Валерия Грушина». По словам Бориса Кейльмана, это означает, что теперь будет существовать только один подлинный фестиваль – на Федоровских лугах.
Напомним, уже второй год подряд фестиваль бардовской песни имени Валерия Грушина проходит сразу на двух площадках: на Мастрюковских озерах и на Федоровских лугах. Раздвоение «Груши» произошло, когда права на аренду Мастрюковской поляны выиграла компания «Мета». Клуб имени Валерия Грушина – родоначальник фестиваля – стал проводить альтернативное мероприятие на Федоровских лугах.
У клуба появился серьезный конкурент – московский фонд «Фестиваль авторской песни имени Валерия Грушина». Фонд был создан в 1998 году родственником Валерия Грушина, Михаилом Грушиным. В роли соучредителей фонда выступили сразу несколько коммерческих фирм, а также творческое объединение «Самарские барды», руководителем которого является Петр Старцев.
Однако как заявил на прошедшей в четверг, 30 октября, пресс-конференции Борис Кейльман, за все время существования фонда руководство клуба имени Валерия Грушина не принимало никакого участия в его работе. «Связано это прежде всего с тем, что президент московского фонда Михаил Грушин, а также правление не посчитали нужным ставить в известность самарских коллег о деятельности фонда, – поясняет господин Кейльман. – Это самое настоящее мошенничество. Они просто воспользовались популярностью фестиваля и известным именем Валерия Грушина для того, чтобы развернуть свою коммерческую деятельность, а никак не для развития авторской песни и фестиваля».
По его словам, воспользовавшись правом проведения «Груши», руководство фонда продало площадку на Мострюковских озерах фирме «Мета» за три миллиона рублей и только затем поставило клуб перед свершившимся фактом.
По мнению председателя жюри «Груши» Бориса Есипова, ему перечит сама идея коммерциализации фестиваля. «Это мероприятие, на котором творческие люди, любители авторской песни имеют возможность встречаться, общаться, делиться своим творчеством со всеми людьми. Ни о какой коммерции и речи не может идти, – поясняет господин Есипов. – Многие из тех, кто стоял у истоков создания фестиваля, знали Валерия Грушина лично. И им больно смотреть на то, что происходит сегодня. Какие-то предприимчивые люди просто решили воспользоваться именем всемирно известного фестиваля и заработать на этом».
Однако члены клуба авторской песни уверены, что теперь авторские права на проведение Грушинского фестиваля принадлежат только им, конфликт разрешен. А в качестве доказательства приводят документ, согласно которому Роспатентом аннулированы все товарные знаки с использованием имени Грушина и принадлежащие московскому фонду Валерия Грушина.
В то же время руководитель творческого объединения «Самарские барды» Петр Старцев считает, что сама по себе отмена правовой защиты товарных знаков означает лишь то, что теперь их может использовать кто угодно. «Дело даже не в символике. Можно придумать не один десяток знаков и пользоваться ими. Это лишь означает, что никто теперь не вправе запретить родственнику Валерия Грушина Михаилу Грушину использовать фразу «имени Валерия Грушина»», – поясняет господин Старцев.
По его словам, в последние годы на старой «Груше» произошло разделение жанров. «Там выступают не только барды. Помимо этого, там проводится множество других мероприятий различного жанра. А на Мастрюковские озера сейчас приезжают истинные поклонники авторской песни, ведь «Груша» изначально и задумывалась как фестиваль бардов», – отмечает Петр Старцев.