В Самаре создан координационный совет представителей всех еврейских организаций области. Его первоочередная задача – подготовка договора о пользовании зданием самой большой в Европе самарской хоральной синагоги. Именно такое условие выдвинул Одиннадцатый апелляционный арбитражный суд. Эксперты считают, что фактически самарские евреи смогли договориться лишь с подачи судей, и не исключают, что отреставрирована хоральная синагога будет еще не скоро.
Споры о том, кому все же принадлежит здание самарской хоральной синагоги, начались весной 2008 года. На тот момент синагога находилась в собственности иудейской религиозной общины, главой которой является раввин области Шломо Дойч. Отметим, что взгляды общины поддерживает Федерация еврейских общин России (ФЕОР) и главный раввин России Берл Лазар.
Поводом для разногласий о том, кто же законный владелец здания, стало состояние синагоги, которая в течение длительного времени находилась в полуразрушенном состоянии. Как утверждают представители Конгресса еврейских религиозных организаций Самарской области (КЕРОСО), владельцы совсем не заботились о ее восстановлении.
В 1992 году по просьбе религиозной иудейской организации и еврейских культурных центров постановлением администрации Самарской области №218 здание хоральной синагоги было передано в собственность иудейской религиозной организации Самары. Основной целью передачи здания являлся его ремонт, восстановление и использование по назначению. Был создан фонд возрождения, также составлен план реконструкции. На тот момент в здании синагоги работал хлебозавод, который должен был стать первым предприятием общины: на поступающую от него прибыль планировалось осуществлять реконструкцию.
В 1996 году губернатору Самарской области было направлено письмо о включении затрат на реконструкцию синагоги в бюджет области, но спустя два года вышло новое распоряжение «О передаче памятника истории и культуры иудейской религиозной общине Самары». Община в свою очередь обещала форсировать вопросы по ремонту и реконструкции синагоги.
Однако в период с 1998 по 2008 год на объекте не велись какие-либо значительные реконструкционные и восстановительные работы. «Здание хоральной синагоги является памятником архитектуры регионального значения. Однако за десятилетие в нем была уничтожена библиотека и музыкальная гостиная. Никакого ремонта в ней не проводилось», – ранее отмечал президент централизованной религиозной организации «Конгресс еврейских религиозных организаций Самарской области» (ЦРО «КЕРОСО») Михаил Каплан.
В начале 2008 года с предложением решить проблему реставрации хоральной синагоги выступила самарская еврейская община, поддерживаемая Конгрессо
м еврейских религиозных общин и организаций России (КЕРООР). Всего на реконструкцию здания хоральной синагоги, по оценкам
экспертов, требовалось около 150 миллионов рублей. Как неоднократно сообщал главный раввин Самары и Самарской области Шмуэль Вайс, у самарской еврейской общины есть деньги и средства на то, чтобы восстановить синагогу. И для того чтобы преступить к ремонту, нужно лишь официальное разрешение властей на передачу имущества.
В 2008 году в Арбитражный суд Самарской области поступил иск от Росимущества с требованием расторгнуть договор на владение зданием синагоги с иудейским обществом Самары. По решению судей в качестве заинтересованной третьей стороны к судебному процессу были привлечены представители ЦРО КЕРОСО.
27 января текущего года арбитражный суд вынес решение о расторжении договора на право бессрочного пользования зданием синагоги между самарским иудейским обществом (ФЕОР) и Росимуществом. Ответчик обжаловал судебное решение в Одиннадцатом апелляционном арбитражном суде, который заключил мировое соглашение между истцом и ответчиком.
Кассационная коллегия Федерального арбитражного суда Поволжского округа отменила решение апелляционной инстанции о заключении мирового соглашения между Росимуществом и Иудейским обществом Самары и вернула дело на новое рассмотрение.
В ходе судебного разбирательства служители Фемиды предложили представителям еврейских организаций подписать в срок до 1 октября специальный договор о пользовании зданием самарской хоральной синагоги.
14 сентября в Самаре прошло совещание с участием представителей 20 еврейских организаций области, на котором было принято решение о создании координационного совета. Была сформирована и специальная рабочая группа, одной из целей которой является подготовка проекта договора.
По словам представителя конгресса еврейских религиозных общин и организаций России (КЕРООР) Евгения Каганова, в координационный сове т вошли раввины, члены всех еврейских организаций губернии: «Считаю, что это большой шаг вперед. Нами создана специальная рабочая группа, одной из целей которой является подготовка проекта договора о пользовании зданием самарской хоральной синагоги. Текст договора планируется изучить на следующем заседании совета, подписать его, а в срок до 1 октября предоставить в суд».
Однако некоторые эксперты считают, что договор вряд ли позволит эффективно решить вопрос реконструкции и целевого использования здания синагоги. Так, по словам главы Поволжского управления Росохранкультуры Дмитрия Лакоценина, идея общедоступного использования хоральной синагоги всеми еврейскими организациями области, несомненно, благая. Но вместе с тем в Самаре должен быть только один хозяин здания, который смог бы отвечать за реконструкцию, функционирование объекта, заниматься административными вопросами. «Нельзя представить, что реставрацией здания могут заниматься несколько обществ сразу: это невыполнимо в реальных условиях. Поэтому решение суда о подписании специального договора носит не совсем понятный, скорее половинчатый характер», – отметил господин Лакоценин.
С ним согласен и самарский краевед Сергей Колесников: «Здание синагоги построено из силикатного кирпича. Памятник архитектуры, жемчужину Самары нужно начать реставрировать как можно раньше: синагога фактически разрушается. Раскол в иудейской общине Самары, как я слышал, удавалось скрывать почти 10 лет. Очень хорошо, что самарские евреи договорились, пусть даже с подачи суда. Но пора уже не просто создавать всякие советы, подписывать договоры, а, наконец, заняться реставрацией здания. Иначе мы его просто потеряем».