Предъявлено обвинение капитану баржи «Бельская-75», по вине которого в середине июля произошло крупное экологическое ЧП на Волге. Федору Мухину грозит наказание в виде лишения свободы на срок до трех лет и крупный денежный штраф. Ущерб, причиненный сонным капитаном, превысил 9,5 миллиона рублей.
Напомним, крушение саратовского танкера произошло под Самарой 13 июля. В районе села Печерское на мель село нефтеналивное судно «Бельская-75». В реку попало около десяти тонн мазута. Всего на борту баржи, которая принадлежит ООО «Саратовтанкер», находилось 190 тонн нефтепродуктов.
К месту аварии выехала оперативная группа Приволжского регионального центра МЧС России во главе с первым заместителем, полковником Сергеем Диденко. В целях ликвидации последствий аварии был создан штаб во главе с министром природных ресурсов и охраны окружающей среды Самарской области Дмитрием Азаровым.
Также в состав штаба вошли специалисты департамента по вопросам общественной безопасности Самарской области, представители других федеральных, областных и муниципальных органов.
Специалистами МЧС было установлено, что в реку попало около двух тонн нефтепродуктов. Размер пятна составил до 35 м в ширину, до 10 км в длину, толщина пленки – до 4 мм. Пленка двигалась вниз по реке и почти достигла моста через Волгу в районе Сызрани.
Интересно, что изначально экипаж судна пытался устранить течь своими силами. Капитан баржи Мухин отказался допустить на судно сотрудников МЧС и милиции. А информацию о происшествии и принадлежности судна попытались скрыть. Тем не менее на борт судна спасателям попасть все же удалось. К этому времени временную заглушку на месте пробоины установили члены экипажа судна. Специалисты ООО «Самаратерминал» выставили боновые сооружения, для нейтрализации попавших в воду нефтепродуктов был подготовлен сорбент.
Всего в районе железнодорожного моста около Октябрьска были выставлены два ряда боновых заграждений, работал нефтесборщик «Вайком». Для нейтрализации нефтепродуктов использовался сорбент. К работам было привлечено 47 человек и 15 единиц техники, в том числе от МЧС России – 13 человек и пять единиц техники.
Штаб по ликвидации аварии танкера прекратил работу 24 июля в связи с выполнением поставленной задачи. Благодаря действиям всех служб и организаций удалось предотвратить распространение мазутного пятна в соседние области, избежав тем самым возникновения межрегионального ЧС.
Уже 16 июля в отношении капитана судна «Бельская-75» было возбуждено уголовное дело. Следователи волжского межрегионального природоохранного СУ СКП РФ нашли состав преступления в действиях Федора Мухина и возбудили уголовное дело по первой части статьи 247,(«Транспортировка химических веществ с нарушением установленных правил, что повлекло загрязнение окружающей среды, создало угрозу причинения существенного вреда окружающей среде»). Действия капитана, по версии следствия, могли привести к причинению существенного вреда окружающей среде.
В конце прошлой недели шестым межрайонным природоохранным следственным отделом волжского межрегионального природоохранного СУ СКП РФ капитану Мухину было предъявлено обвинение.
Следствием установлено, что Федор Мухин не организовал должным образом ходовую вахту судового экипажа. Пытаясь поскорее завершить рейс, капитан лично заступил на вахту и заснул на посту за штурвалом корабля. Мухину грозит крупный денежный штраф и наказание в виде лишения свободы на срок до трех лет. «В результате своего бездействия Мухин кратковременно потерял контроль над управлением составом, что привело к его выходу за пределы судового хода и удару нефтеналивной баржи о берег реки Волги в районе населенного пункта Печерское Сызранского района Самарской области. В результате столкновения в акваторию поступило более 5,8 тонны мазута марки М-100 – химического вещества 3 класса опасности.
Согласно заключению экологической экспертизы, в результате разлива мазута произошло загрязнение воды, берега, дна реки Волги, Саратовского водохранилища расстоянии от 15 до 20 километров ниже по течению от места аварии. Пострадала молодь рыб, планктон. Ущерб, причиненный преступлением Саратовскому водохранилищу Волги, превысил 9,5 миллиона рублей», – считает старший помощник руководителя управления Софья Ткаченко.
По мнению самарских экологов, в результате аварии баржи реке нанесен серьезный ущерб. «Естественно, ЧП оказало негативное воздействие на окружающую среду. К счастью, основную часть мазута задержала холодная вода – он осел на дно. Его изучением пока никто не занимался. Конечные оценки можно дать только после детального исследования зоны происшествия и прибрежных районов весной. Выброс токсических веществ может повлечь за собой исчезновение редких видов животных и птиц», – отметил сопредседатель международного социально-экономического союза Сергей Симак.
Суд над капитаном Федором Мухиным пройдет в Сызрани.