Глава Самары Виктор Тархов предложил бороться за сохранность русского языка при помощи цензуры. По его мнению, в качестве хранителя и блюстителя норм речи и культурных традиций может выступить русская православная церковь. Однако, по мнению экспертов, священнослужители не должны и не имеют достаточных полномочий заниматься этим вопросом. Сохранить русский язык помогут лишь филологи и педагоги.
Тема защиты и сохранения русского языка, ставшая такой популярной в последнее время, затронула не только самарскую общественность, но и политическую элиту города.
Мэр Самары Виктор Тархов, выступая на научно-практической конференции «Русский язык как духовный и культурный собиратель нации», организованной Самарской епархией русской православной церкви, предложил создать общественную цензуру под эгидой РПЦ.
Помимо главы города в конференции приняли участие епископ Самарский и Сызранский Сергий, член Совета Федерации Константин Титов, а также представители духовенства и общественных организаций.
Организаторы форума, посвященного 200-летию со дня рождения писателя Николая Гоголя, определили основную задачу конференции как объединение усилий общественных организаций, представителей духовенства, всех уровней власти и интеллигенции с целью сохранения и приумножения духовно-нравственных ценностей, а также поиск путей дальнейшего воспитания и образования молодого поколения.
По мнению участников конференции, в последнее время создается впечатление, что «обновленчество» русского языка стало традицией и целью определенной группы лиц. «Именно в наше время размываются понятия морали, нравственности, истинного значения слов и выражений. Такого потока сленга и жаргона я не помню ни в какие времена. Причем поток льется в том числе и из средств массовой информации», – отметил мэр Самары.
Справедливости ради надо отметить, что доля истины в этих словах есть. В последнее время тема современных норм русского языка вызывает интерес у многих россиян в связи с вступившими в силу новыми стандартами.
Напомним, что, согласно распоряжению, подписанному министром образования и науки РФ Андреем Фурсенко, в ряде слов допускаются варианты в ударениях, падежах, а также склонениях, ранее считавшиеся недопустимыми. Изменения уже включены в словари и справочники по русскому языку. Так, например, у слова «кофе» есть теперь не только мужской, но и средний род. Кроме этого, название всемирной сети Интернет теперь надо писать с прописной буквы. Слово «брачующиеся» теперь нужно правильно писать и произносить как «брачащиеся» (ударение в этом случае ставится на первый слог), а в слове «йогурт» ударение можно ставить в любом месте.
После подобных «реформ», уверены некоторые участники прошедшей в Самаре конференции, создается впечатление, что русский язык стремятся не сохранить, а наоборот – упростить и подстроить под современные веяния, скрывая тем самым безграмотность определенной категории граждан.
По словам Виктора Тархова, сделать это не стоит никаких усилий: «Гораздо больших затрат требует решение задачи сохранения чистоты и многообразия, красоты и яркости красок родного русского языка». Сегодня, считает мэр, фактическими хранителями и пропагандистами классического русского языка являются служители русской православной церкви и учителя русской словесности, в связи с чем и предлагается закрепить за РПЦ функцию блюстителя норм русской речи.
Однако остается непонятным, каким образом представители духовенства смогут контролировать данный процесс, не зависящий напрямую от церкви. По словам пресс-секретаря Самарской епархии Юрия Изъятского, предложение создать общественную цензуру под эгидой русской православной церкви выглядит по крайней мере нелепо: «В праве каждого участника конференции высказывать свое мнение. Но церковь не должна заниматься цензурой. Поэтому подобная инициатива вряд ли будет воспринята всерьез».
Подобного мнения придерживаются и самарские филологи. Так, по словам преподавателя русского языка одного из вузов столицы губернии Марии Медведевой, решением проблемы в первую очередь должны заниматься власти страны и прежде всего министерство образования и науки: «Полагаю, что сейчас основной груз ответственности в связи с установлением новых норм ложится непосредственно на преподавателей русского языка в школах и высших учебных заведениях. Ведь это те люди, которые первые столкнулись с новшествами, вступившими в силу. И в их компетенции учить детей правильному произношению и написанию, которое складывалось на протяжении многих поколений и столетий. Или напротив – принять безоговорочно и без обсуждения новые стандарты».
Мониторингом ситуации и внесением своевременных корректив в действия чиновников, касающихся нововведений и изменений в сфере образования и русского языка, должна заниматься специальная общественная комиссия при министерстве образования, считают эксперты. «В нее должны входить компетентные в сфере образования люди, которые также являются «хранителями» традиций русской культуры, языка. Думаю, что присутствие в ее составе представителей религиозных конфессий было бы вполне уместным. Создание и существование подобной экспертной комиссии смогло бы уберечь русский язык от посягательств недалеких чиновников», – говорит Мария Медведева.