Город Елена Лебединская, политтехнолог: «С появлением моего ЖЖ была обозначена моя позиция, что, безусловно, спровоцировало появление как сторонников, так и врагов»

Елена Лебединская, политтехнолог: «С появлением моего ЖЖ была обозначена моя позиция, что, безусловно, спровоцировало появление как сторонников, так и врагов»

Предвыборная гонка еще не началась, но все уже почувствовали ее скорое приближение: в первую очередь, сами кандидаты и их непосредственные помощники. Прогнозировать исход предстоящих выборов крайне сложно, но окунуться в выборный процесс действующего мэра и узнать о подготовке его «поля предвыборного боя» всегда интересно. Именно с этой целью корреспондент 63.ru встретился и побеседовал с советником мэра города Виктора Тархова по информационным вопросам Еленой Лебединской, которая рассказала не только о предстоящих выборах, но и озвучила свой взгляд на современную журналистику.

– Елена Георгиевна, расскажите, какую функцию в деятельности мэрии Самары вы сейчас выполняете?

– Я советник Виктора Александровича Тархова по информационным вопросам, но моя должность не вписана в структуру мэрии. Я абсолютно свободный человек и не являюсь чиновником. Раньше я была руководителем отдела информации и аналитики мэрии Самары, но теперь это не входит в мои обязанности. Сейчас я именно советник, то есть по некоторым вопросам Виктор Александрович спрашивает мое мнение. При этом он может прислушиваться к нему, а может и не прислушиваться. Отношения у нас выстраиваются таким образом: если мэру нужна консультация по вопросам, связанным с информационной политикой, то я ему помогаю.

– В предстоящей предвыборной гонке вы будете участвовать?

– В моей практике немного избирательных кампаний: двенадцать или тринадцать… В одной трети из них я была руководителем всей кампании, а в остальных – руководителем отдельных направлений. На предстоящую предвыборную гонку штаб Виктора Тархова пока не укомплектован. Журналисты, как правило, начинают педалировать эту тему раньше, чем штаб на самом деле начинает свою работу. Но я надеюсь, что смогу принять в предвыборной кампании мэра посильное участие.

– Попасть в этот самый штаб человеку «с улицы» реально? Я имею в виду: человеку без нужных связей, без необходимых знакомств?

– Избирательный процесс – это живой процесс. Люди с активной позицией, как правило, быстро находят себя в стане того или иного лагеря в каком-либо качестве: активиста, сторонника, человека с какими-то личностными ориентирами и так далее. Активные и неравнодушные всегда нужны, так что попасть в штаб к тому или иному кандидату несложно.

– Какая сумма будет потрачена на предвыборную кампанию Виктора Тархова?

– Неблагодарное это дело – считать чужие деньги. Безусловно, избирательная кампания – очень затратный процесс, и стоит она ровно столько, сколько она стоит: ни больше ни меньше. Сейчас мне сложно прогнозировать какую-то, даже самую приблизительную, сумму. Это просто не тот вопрос, в котором я могла бы быть компетентна.

– Виктор Александрович не так давно зарегистрировался в ЖЖ. Не планирует ли он зарегистрироваться в «Одноклассниках» или «В контакте»?

– Блог – это очень полезный формат общения для Виктора Александровича. Когда он встречался с блогерами, они говорили, что им было бы интересно почитать не какую-то официальную информацию, не информацию, касающуюся его профессиональной деятельности, а просто дневник обычного человека. Например, который писал бы о том, в каком настроении он проснулся, что ел на завтрак, как планирует провести выходной и так далее. То есть дневник среднестатистического самарца. Но Виктор Александрович – это не блогер в том смысле, в каком мы привыкли понимать это слово… Это уже состоявшийся человек, статусный, с определенными профессиональными обязанностями и профессиональной ориентацией. Элементы закрытости своей повседневной жизни, по этой причине, ему естественно нужны. И он сам озвучивал, что блог ему нужен не для того, чтобы афишировать свою личную жизнь, а для того, чтобы получить некую обратную связь с людьми в режиме онлайн без цензуры. И на определенные проблемы ему нужен свежий, молодой взгляд людей, которые далеки от политики. Такой формат позволяет иначе взглянуть на какие-то обыденные и привычные для него вещи.

Но сидеть каждый день в ЖЖ, а уж тем более «Одноклассниках» или «ВКонтакте», для Виктора Александровича непозволительная роскошь. Блогер, конечно, может разочароваться в том, что не удалось пообщаться в режиме «как дела? – хорошо, а у тебя?», но на это у мэра просто нет времени. Хотя он с удовольствием прислушивается к определенным советам, проблемам, которые поднимают в ЖЖ-блогеры. Он даже иногда просит меня что-то распечатать для того, чтобы отдать это в тот или иной департамент. При этом он говорит отдельным руководителям: попробуйте применить этот совет, может быть, действительно из этого может выйти что-то стоящее.

– А какие конкретно предложения блогеров его заинтересовали?

– Я не отслеживаю это в полном объеме. Знаю, что с тремя блогерами руководители департаментов встречались, с некоторыми встречался сам Виктор Александрович. Более того, я знаю, что и Горбунова (вице-мэр по социальным вопросам. – Прим. 63.ru), и Романов, и Рудаков, и Бурнаев (руководители департаментов здравоохранения, городского хозяйства, ЖКХ и экологии, и строительства и архитектуры. – Прим. 63.ru) пользовались полезными блогерскими советами. Это обычная внутренняя работа.

– А чем вы руководствуетесь, выкладывая посты в своем ЖЖ?

– Это мое личное восприятие мира, людей, жизненных ситуаций, самой себя. Виктор Александрович даже не знает, что я веду ЖЖ. Это мой первый «журнал». Я до этого не писала ни в «Одноклассниках», ни «ВКонтакте». Я была в этом вопросе человек совершенно неопытный. Конечно, с появлением моего ЖЖ была обозначена и моя позиция, что, безусловно, спровоцировало появление как сторонников, так и врагов. Но куда без этого? Это неизбежно, когда ты занимаешь какую-то конкретную позицию, а не позицию «между». Более того, хочу сказать, что мой ЖЖ – это еще не все. Я планирую делать телевизионные проекты, чисто журналистские. Но об этом я бы пока не хотела рассказывать, так как все это – в будущем. Когда появятся – можно будет и рассказать.

Помнится, один из постов, который вы выложили, вызвал резонанс. Я имею в виду пост, который касался социальной рекламы: рекламных щитов со свиньями, курящими баранами…

– Я выложила пост совершенно осознанно, и моя реплика в обсуждении этого вопроса, «сами вы козлы», тоже была написана совершенно осознанно. Это очень простой прием – провокация, который работает, и который всегда действенен. Примитивная провокационная технология. Но если бы мне сказали: «Повтори!», я бы повторила.

– Вопрос, касающийся недавнего инцидента на пресс-конференции Виктора Тархова. Не будет ли в будущем введен некий фейс-контроль на мероприятия с участием мэра? Ведь, по сути, тогда, в пресс-зал в Интерфаксе мог попасть любой желающий...

– Если вы имеете в виду таких людей, как Денис Саров и Виталий Папилкин… Сложный вопрос. Ведь, по сути, Саров – это представитель СМИ, а значит, имеет право находиться на пресс-конференции. Папилкин же зарегистрировался не как блогер, а как корреспондент информационного агентства «Регион Самара». Организаторов пресс-конференции мы предупредили о том, что будут провокации. Мы-то понимаем, с кем имеем дело. Присутствие неадекватной публики было предсказуемо, другое дело, что никто не думал, что будет беспредел. То, что произошло, не имеет никакого отношения ни к журналистике, ни к какой-либо форме цивилизованного общения. Но при этом на все провокации мэр ответил: и на вопросы Папилкина, и на вопрос Сарова. Более того, он отвечал на вопросы, которые задавались после пресс-конференции. Просто когда у людей заканчиваются слова, начинаются неадекватные поступки: бросание чемоданов с животными, бросание ботинок… Это был не экспромт. Это спланированная акция.

– Все-таки Папилкин поднял себе рейтинг…

– Ну, если бы он сплясал голым на столе, он бы тоже поднял себе рейтинг. Вопрос в том, какой это рейтинг и какие очки он тебе дает. И все это характеризует не столько самого Папилкина – он же просто инструмент – а тех людей, что стоят за этим. И все это прекрасно понимают. На мой взгляд, он поставил жирную точку на своей профессиональной журналистской карьере. Ведь, безусловно, его на пресс-конференции никто приглашать больше не будет. Для меня лично он перечеркнул все пути к коммуникации.

– А инструментом кого или чего, на ваш взгляд, он являлся?

– Я не буду озвучивать свои догадки, поскольку не имею на это законного права. Скажу лишь, что по инструменту и манере исполнения можно догадаться об умственном развитии людей, которые за всем этим стоят.

– Хорошо, отойдем от этой темы… Как вы в целом, как человек давно работающий на информационном поле, оцениваете уровень самарских пиар-специалистов?

– Сложно сказать. Сейчас многие политики используют московских специалистов. А давать оценку… Знаете, я бы не хотела. На мой взгляд, это не совсем корректно.

– Самарский пиар когда-нибудь достигнет европейского уровня, на ваш взгляд?

– У нас сильно смешаны «жанры», и отличить пиар от журналистики крайне сложно. Я, к примеру, когда работала журналистом, не работала пиарщиком. Просто ездила на редакторские задания. Делала мало материалов, связанных с выборами. Но когда я начала заниматься именно пиаром, я отошла от журналистики. Это был бизнес-пиар, политический пиар. Когда журналист теряет ориентацию, на мой взгляд, начинает страдать профессия. Журналистика не должна превращаться в обслугу: нужно высказывать свою точку зрения, а не чью-либо. Журналисту превращаться только в инструмент пиара нельзя. Это плохо.

– А какими качествами, на ваш взгляд, должен обладать человек, занимающий пост руководителя пресс-службы того или иного ведомства?

– В первую очередь, он должен любить журналистов. Я, к примеру, всегда защищаю их перед чиновниками, перед людьми на улице. Я понимаю, в какой сфере они работают. Руководитель пресс-службы должен сам поработать журналистом, сам должен пройти этот путь. Тогда лишь он сможет в полной мере понять и принять позицию обычного корреспондента. Кроме того, когда человек становится чиновником, он переживает некоторую внутреннюю трансформацию. Невозможно работать с журналистами, если ты их не любишь, если ты их презираешь. Это твое личное нездоровое внутреннее состояние.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления