Приток мигрантов в Самарскую область в 2009 году существенно снизился: по сравнению с 2008 годом – почти на 10 тысяч человек. Причиной этого послужило принятие на федеральном уровне решения о сокращении квоты, предоставляемой иностранным гражданам для осуществления трудовой деятельности. После ее введения у россиян появлялась возможность занять освободившиеся рабочие места. Однако они не спешат идти трудиться на стройки, рынки и прочие не совсем престижные рабочие места.
Приток мигрантов в Самарскую область существенно снизился. Об этом сообщил начальник отдела миграционного контроля УФМС по Самарской области Геннадий Тарасов. Всего в 2009 году на территории области было зарегистрировано более 25 тысяч мигрантов (в 2008 году – 32 тысячи). Однако административных правонарушений в их среде стало больше на 4%. За эти правонарушения были наложены штрафы, сумма которых к концу прошлого года составила сто сорок семь миллионов рублей, что на тридцать миллионов больше, чем в 2008 году.
Свыше одиннадцати тысяч иностранных граждан привлечены к административной ответственности. Более пятисот из них выдворены за пределы Российской Федерации, и въезд в нее им будет закрыт на пять лет. «В целом в область мигранты стали приезжать меньше, – отметил Геннадий Тарасов. – Это связано и с кризисом в том числе: работы как таковой стало меньше».
Об этом, кстати, еще осенью прошлого года говорил главный федеральный инспектор по Самарской области Сергей Сычев. «Произошло серьезное перераспределение потоков мигрантов. В первую очередь это коснулось строительного сектора. Потеряли работу неграждане России, которые приезжали сюда на заработки», – пояснял господин Сычев.
Главной причиной уменьшения количества мигрантов стало принятие на федеральном уровне решения о сокращении квоты, предоставляемой иностранным гражданам для осуществления трудовой деятельности. После ее введения у российских граждан появилась возможность занять освободившиеся рабочие места. На 2010 год постановлением правительства РФ квота для Самарской области утверждена на 12 440 человек. Правительство нашей области при этом выступило с предложением к правительству РФ о сокращении этой квоты еще на 1000 человек.
Геннадий Тарасов утверждает, что в большинстве своем приезжие иностранцы работают на стройках, в сельском хозяйстве и на рынках. Как раз эти рабочие места становятся вакантными после принятия решения о сокращении квоты, предоставляемой иностранным гражданам для осуществления трудовой деятельности. По его словам, на эти места самарцы идут вполне охотно. «Какая разница? Российские граждане зарабатывают на этих местах столько же, сколько и мигранты», – утверждает господин Тарасов.
Однако сами гастарбайтеры не согласны с этим утверждением и видят мало справедливости в принятой на федеральном уровне квоте. Так, уроженец Таджикистана Хамзабег Абаев находит принятую квоту крайне несправедливой. «Я работаю на стройке, – рассказал он 63.ru. – Вместе со мной работают мои сограждане, и русские тоже работают. Но русских мало и они пьют. Не потому что их не берут на работу, а потому что они сами этого не хотят. Им хочется работать в других местах, где больше платят и где не так тяжело. А вот мои братья, которые живут в Таджикистане, хотят работать на самарских стройках. Или на рынке продавать что-нибудь. Нам не важно – лишь бы были деньги, потому что нечем кормить семью. Более того, я хотел бы перевезти свою жену и сестру в Самару, чтобы они честно трудились, но такой возможности теперь нет».
Кроме того, господин Абаев пожаловался на стереотипы, которые рождаются в обществе относительно мигрантов. «Нас считают преступниками только за то, что мы приехали из другой страны и хотим работать, – жалуется мигрант. – Если что-то пропадает, то подозрения падают на нас, а не на русских, с которыми мы вместе работаем. А когда люди разбираются в чем дело, то перед нами даже не извиняются. Но лично я готов терпеть это – лишь бы работать».
Также он пояснил, что равенство зарплат у русских и мигрантов, скорее, миф, чем правда. Собственно, этим и выгодны неграждане: помимо выносливости они отличаются непритязательностью в плане заработной платы.
Слова Абаева относительно добропорядочности мигрантов подтверждает и Геннадий Тарасов. «В основном приезжающие иностранные граждане – это мирные люди, – утверждает он. – Среди них есть нарушители, но их не так много, и в основном они привлекаются к административной ответственности».
Между тем жители области скептически смотрят на статистику, предоставляемую УФМС как по сократившемуся количеству мигрантов, так и по количеству преступлений, совершаемых ими. По их мнению, гастарбайтеров в Самаре предостаточно, ведь ни для кого не секрет, что приезжие таджики, китайцы и вьетнамцы крайне выгодны для работодателя. Можно сэкономить на зарплате, страховке и так далее. Однако, как заявил Геннадий Тарасов, существуют меры наказания для недобросовестного работодателя, и это тоже нужно учитывать.