Город Сладкие песни детства

Сладкие песни детства

Что главное для ребенка, только что пришедшего в этот мир? Любовь, радость и доверие к нему, окружающим людям — это то, что питает его зарождающуюся душу, формирует его эмоции. В далеком прошлом вся обстановка, атмосфера, окружающая ребенка первых дней и месяцев жизни, была пропитана поэзией любви и заботы, через колыбельные песни, пестушки, потешки. Из глубины веков пришли к нам колыбельные песни. У исследователей русского фольклора есть такое понятие, как «поэзия пестования», или материнская поэзия, которая представляет собой удивительно тонкий и гибкий инструмент народной педагогики.

Что главное для ребенка, только что пришедшего в этот мир? Любовь, радость и доверие к нему, окружающим людям — это то, что питает его зарождающуюся душу, формирует его эмоции. В далеком прошлом вся обстановка, атмосфера, окружающая ребенка первых дней и месяцев жизни, была пропитана поэзией любви и заботы, через колыбельные песни, пестушки, потешки. Из глубины веков пришли к нам колыбельные песни. У исследователей русского фольклора есть такое понятие, как «поэзия пестования», или материнская поэзия, которая представляет собой удивительно тонкий и гибкий инструмент народной педагогики.

Глубокое понимание ответственности матери за судьбу ребенка дало удивительный результат — появление в народной культуре своеобразных жанров, в которых было «аккумулировано» выстраданное в материнских заботах о младенце знание его потребностей, нужд, желаний — того, что может способствовать развитию или — наоборот — повредить тончайшую ткань его психики. Поистине, это были опыты, поставленные самой жизнью.

Ученые считают, что колыбельные песни — основное средство воспитания в младенческом возрасте — скорее всего, возникли еще на заре человечества; своими корнями они уходят в глубокую древность. Это подтверждают и этнографы — специалисты по изучению истории культуры и быта разных народов, которые находят зачатки колыбельной поэзии даже у народов, стоящих и сегодня на уровне первобытнообщинного строя.

Слово «колыбельная» происходит от глагола «колыбать» (колыхать, колебать, качать, зыбать). Издавна подмечено, что при монотонном движении (определенном ритме покачивания) младенец быстро успокаивается и засыпает. Эти наблюдения привели к изобретению своеобразного «инструмента» укачивания — колыбели (люльки, зыбки), в древности представлявшей собой дощатый ящик или короб, корзину, плетенную из лучины или ивняка. Подвешивалась она следующим образом: через матицу (потолочную балку) или железное кольцо на потолке продевали березовый или еловый шест; одним концом он упирался в потолок, а к другому привязывали на веревках зыбку. Под ней провисала веревка, с ее помощью мать (или нянька) могла качать зыбку ногой, освобождая, таким образом, руки для какой-либо работы (например, прядения).

Однако в народном обиходе встречалась и другая форма люльки — напольная, которая качалась по принципу «ванька-встанька».

Вот эти поскрипывания шеста, мерные покачивания люльки, монотонный звук веретена, пожалуй, и были основными компонентами, определившими ритмическую структуру колыбельного напева. Песнь матери как бы встраивалась в общий ритм звуков и движений. Недаром в народе сохранилось еще одно название материнской песни — «байка», происходящее от глагола «байкать» (баюкать, укачивать, припевая, усыплять). Главное в колыбельной песни это ритм, звуковой «образ» песни, который создавался размеренным тактом, однообразной ритмикой, спокойной, усыпляющей мелодикой звучания колыбельной.

Ученые установили, что на первом месяце жизни музыка как особый гармонический звуковой ряд оказывает успокаивающее воздействие на малыша. Это и не удивительно, ведь ребенок начинает воспринимать ритмическую мелодику, еще находясь в утробе матери.

Раньше колыбельным песням обучали еще с раннего детства: детей учили правильно «байкать», тем самым прививали девочкам навыки материнского поведения. Были даже няни — воспитательницы младенцев и это были пятилетние девочки, которых называли «байкалы», «байкалыцицы», «баюкалки», «пестуны».

Колыбельная песня рассчитана на целостное, гармоничное восприятие слуховых, зрительных, вибрационных, тактильных раздражений, «нанизанных» на некий единый ритм. Во многих колыбельных песнях присутствует поразительное изобилие ласкательно-уменьшительных суффиксов; даже глаголы приобретают «ласкательную» форму «Маленькому Васеньке спатеньки велят...». Это меняет речь матери совершенно определенным образом: она становится как бы более «детской», приближенной к речи маленьких детей, что является для ребенка более естественным, чем «взрослая» речь, обращенная к нему. Такая «ласковая», «детская» речь наиболее предпочитается младенцами; именно подобный характер общения ведет к положительному восприятию ребенком человеческого голоса, созданию спокойного, доверительного, эмоционально окрашенного фона для взаимодействия с миром.

Значение колыбельной не ограничивается ее ролью «снотворного» средства. Многократное повторение колыбельных песен создавало возможность максимального восприятия младенцем слов, что вело к освоению языковой культуры.

В колыбельной отражался и мир матери — ее чувства, переживания, мечты о будущем своего ребенка. Через колыбельную песню матери ребенок знакомился с окружающим миром. Давно замечено, что малыш, которому поют колыбельные песни, раньше начинает «гукать», а, следовательно, и упражнять свои голосовые связки — необходимый инструмент для реализации речевой функции. С помощью колыбельной песни ребенок получал первые уроки воспитания.

Колыбельные песни — универсальное средство для всестороннего развития малыша. Не беда, что слова колыбельной могут казаться наивными или мама сомневается в своих вокальных данных, необходимо петь, петь тихонько, соблюдая ритм, и единственный слушатель — ребенок непременно «оценит» это. Это очень дорогие минуты для мамы и малыша. Взяв за правило общаться с ребенком перед сном, родители создают неповторимую атмосферу открытости и доверительности, которая сохранится на долгие годы, даже когда необходимость в колыбельных уже отпадет.

Известно, что в первые месяцы жизни малыш лишь незначительное время находится в состоянии активного бодрствования. За короткий промежуток времени надо успеть многое: и покормить ребенка, и совершить необходимые гигиенические процедуры. Мы имеем довольно ограниченную возможность для активных занятий с младенцем — а ведь это крайне необходимо для его нормального роста и развития. По этому, родители должны создать свою программу взаимодействий со своим малышом.

Когда малыш приоткрыл глазки, он еще вял и пребывает в полусонном состоянии. Ему необходимо помочь отойти от сна, преодолеть дремоту и выйти на уровень активного бодрствования. Здесь народная традиция воспитания детей раннего возраста закрепила ряд процедур, направленных на обеспечение необходимой активации нервных процессов, восстановление кровообращения и возбуждение жизнедеятельности организма. Это прежде всего старое, но незаменимое средство — массаж. Еще в древние времена были найдены основные приемы массажа младенцев, своеобразно закрепленные и в пестушках — одном из видов устного народного творчества.

Пестушка — это определенное руководство матери к действию. По форме она представляет короткий стихотворный напев, имеющий ритмическую организацию и характерную «воркующую» мелодику. Но подобная звуковая стимуляция младенца должна обязательно сопровождаться тактильным раздражением в виде мягких прикосновений матери к телу ребенка, ее определенных движений. В этом и состоит глубинное значение пестушки как средства физического и психического воспитания детей на разных этапах жизни. Ритм пестушки, ее смысловое содержание подсказывали матери, в какой последовательности и с какой скоростью совершать необходимые движения. Так, распеленав малыша после сна, мать плавными движениями рук начинала поглаживать тельце младенца — сначала от шейки до ступней ног, затем от середины груди до кистей рук и т. д. — ласково приговаривая.

Существовал и некоторый комплекс физической зарядки, направленный на упражнение отдельных групп мышц и развитие двигательных навыков. Чтобы научить ребенка уверенно стоять, а затем и ходить, управляя движениями ног и сохраняя равновесие, нужно было прежде всего укрепить мышцы его нижних конечностей. Упражнять их начинали с самого раннего возраста.

Радость взрослого, четкая ритмика пестушки передавались младенцу, создавая у него веселое настроение, — и вот он уже сам, подбадриваемый матерью, стремится вновь и вновь повторять свои первые попытки движения. Позже, когда подходило время освоения более сложных форм — ходьбы, прыжков, бега, наступал черед другим пестушкам, которые имели свою ритмику, соответствующую характеру вырабатываемого двигательного навыка. Определенные упражнения существовали и для развития мышц шеи, рук и других частей тела. Мать, например, сажала ребенка на колени лицом к себе и, взяв его за ручки, разводила их в стороны под «аккомпанемент» подходящей пестушки.

Использовался также прием быстрых, «взмахивающих» движений руками ребенка «Сова летит, сова летит» или медленного разведения рук, имитирующего плавательные движения. Соответственно изменялся и ритм пестушки, он становился более растянутым, плавным: «Лунь плывет, лунь плывет». Интересно, что уже с самых первых месяцев жизни ребенка обучали именно действию, что способствовало развитию сложных координированных движений, а так же у малыша формировались первые представления о том, «что могут делать» окружающие его предметы и он сам.

Потешки — это своеобразная школа игры, способ познания окружающего мира. Слова, ритмика, игровые действия направлены на то, чтобы развеселить, позабавить, потешить ребенка, создать яркий, положительно окрашенный, эмоциональный фон, необходимый для его активного общения. Но познание мира начинается, прежде всего, с познания человеком самого себя. И поэтому недаром «объектом» игровых действий взрослого с малышом становились части его тела: ручки, ножки, пальчики.

Хорошо известные и сегодня потешки «Ладушки-ладушки» и «Сорока-ворона» также предназначались для развития навыков движения руки, в частности кистей и пальцев. Важно отметить, что в игре ребенка не просто обучали достаточно сложным и тонко координированным движениям, но одновременно закладывали первичный словарный и понятийный запас малыша. Обыгрывая в процессе произнесения потешки различные части тела, мать рано приучала ребенка к их названиям и местоположению. Дотрагиваясь до тех или иных частей тела, мать называла их, весело приговаривала потешку, при этом создавая особую тонкую атмосферу любви и гармонии.

Колыбельные, пестушки, потешки, воздействуя на ребенка, отвечая особенностям возрастного этапа, характеру восприятия и памяти, создают возможности для гармоничного развития ребенка, его деятельности и ведут к познанию мира и самого себя в этом мире. Имея сегодня множество современных методов воспитания нужно не забывать и использовать то, что отрабатывалось и тщательно отбиралось нашими предками.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления