В Самарской областной универсальной научной библиотеке прошло открытое заседание общественного собрания Самарской области по теме «Публичные слушания по отчету об исполнении областного бюджета за 2009 год».
Первый этап обсуждения годового отчета об исполнении областного бюджета за 2009 год главными распорядителями средств областного бюджета с представителями общественности был проведен с 20 по 30 апреля 2010 года. Обсуждение было проведено у 17 главных распорядителей средств областного бюджета, еще с 6 распорядителями были проведены консультации.
В итоговых слушаниях участвовали представители всех (12) министерств и 14 департаментов, управлений и инспекций Самарской области, общественные эксперты и 84 представителя общественных организаций Самары, Тольятти, Чапаевска, Сызрани.
С основным докладом об исполнении бюджета Самарской области за 2009 год выступил заместитель министра управления финансами Самарской области Владимир Панфёров. Затем выступили общественные эксперты, которые дали свою оценку исполнения областного бюджета в ряде министерств и департаментов Самарской области.
По итогам заседания общественного собрания Самарской области было принято решение, в котором были даны рекомендации как главным распорядителям бюджетных средств, так и представителям организаций гражданского общества.
Доходы областного бюджета в 2009 году значительно снизились по сравнению с фактическим уровнем 2008 года.
Общая сумма доходов областного бюджета за 2009 год составила 78 млрд. 236 млн рублей (снижение к уровню 2008 года – 7,4 %).
Налоговые и неналоговые доходы областного бюджета составили по итогам 2009 года 58 млрд. 590 млн рублей – 75% в общем объеме доходов 2009 года. При этом основная часть – почти 98 % – это налоговые доходы.
Несмотря на то, что доля налоговых доходов областного бюджета по сравнению с предыдущим годом практически не изменилась, в суммовом выражении произошло снижение налоговых поступлений на 18,5 % – с 70 268 млн. рублей до 57 264 млн рублей.
Уменьшение поступлений налоговых доходов обусловлено негативной динамикой по ряду важнейших налоговых источников. Прежде всего – это снижение налога на прибыль организаций, которое составило 43 % (с 34 215 млн. рублей в 2008 году до 19 510 млн рублей в 2009 году). Снижение поступлений указанного налога связано с негативным влиянием мирового финансового кризиса на экономику региона, которое сказалось в наибольшей степени на функционировании промышленного комплекса области. Индекс промышленного производства за 2009 год составил 72 % к предыдущему году, наиболее серьезный спад произошел в обрабатывающих производствах – 62 %, в том числе за счет резкого сокращения производства автомобилей.
Во-вторых, на 40 % снизились поступления налога на добычу полезных ископаемых, что связано со сложившимся уровнем цен на нефть на мировых рынках.
В-третьих, на 58 % по сравнению с предыдущим годом снизилось поступление налога на игорный бизнес, что объясняется введением с 1 июля 2009 года запрета на игорный бизнес на территории Самарской области (поступления данного налога сократились с 903 млн. рублей в 2008 году до 381 млн. рублей в 2009 году).
Неналоговые поступления в 2009 году составили 2,3 % от суммы налоговых и неналоговых доходов областного бюджета (по сравнению с 3 % в 2008 году). Причина – сокращение арендной платы за земельные участки, расположенные в границах городских округов, что связано со снижением количества заключенных договоров аренды и неплатежами арендаторов, а также недостаточным земельным контролем со стороны органов исполнительной власти городского округа Самара.
Кроме того, снижение поступлений неналоговых доходов связано с низкими поступлениями от процентов, полученных от предоставления бюджетных кредитов внутри страны (по сравнению с предыдущим годом поступления снизились на 37,6 %).
Структура налоговых доходов областного бюджета 2009 года практически не изменилась по сравнению с 2008 годом, и показывает, что 96,5 % налоговых поступлений формируются из 6 основных налогов:
– налог на прибыль организаций (34 %);
– налог на доходы физических лиц (32,6 %);
– налог на имущество организаций (15,9 %);
– акцизы по подакцизным товарам (8,9 %);
– транспортный налог (2,8 %);
– налог на добычу полезных ископаемых (2,2 %).
Доля остальных налогов в 2009 году составила 4,5 % от общего объема поступлений.
Расходы областного бюджета в 2009 году также сократились по сравнению с фактическими расходами 2008 года, и составили 85,8 млрд. рублей – 98 % к факту 2008 года.
Первые позиции занимают расходы на социальную политику (24 %), межбюджетные трансферты (19,5 %), образование (16,3 %), национальную экономику (12 %).
Несмотря на сокращение доходной части бюджета и вытекающее из этого снижение общего объема расходов по ряду направлений расходов наблюдается существенный рост:
– в 1,7 раза возросли расходы по разделу «Социальная политика» (с 12,1 до 20,5 млрд. рублей).
Основные причины – это рост расходов на осуществление мер социальной поддержки в связи с их индексацией, рост числа получателей, увеличение объема средств, выделяемых из федерального бюджета на обеспечение федеральных льготников лекарственными средствами. Кроме того, в 2009 году в связи с монетизацией льгот в разделе «Социальная политика» отражены расходы на выплату ЕДВ на оплату жилищно-коммунальных услуг (в 2009 году – 4,8 млрд. рублей), которые до 1 августа 2008 года отражались в разделе «Межбюджетные трансферты» (в 2008 году – 1,6 млрд. рублей).
В общей сумме расходов областного бюджета в 2009 году наибольший объем приходится на Министерство здравоохранения и социального развития Самарской области (36 %), Министерство образования и науки Самарской области (16 %), Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области (9,3 %), Министерство транспорта, связи и автомобильных дорог Самарской области (8,6 %).
В общем объеме расходов областного бюджета традиционно велика доля расходов социального характера (совокупность расходов по разделам «Образование», «Культура, кинематография и СМИ», «Здравоохранение и спорт», «Социальная политика»). В 2009 году они, с учетом безвозмездных поступлений, составили 45,1 млрд. рублей (более половины от общего объема расходов), увеличившись по сравнению с 2008 годом на 11,4 %.
В 2009 году мерами социальной поддержки за счет средств бюджета, как и 2008 году, было охвачено порядка 1 млн 200 тыс. человек.
Значительный объем средств областного бюджета направляется на предоставление мер социальной поддержки «региональным» льготополучателям (ветераны труда, труженики тыла, реабилитированные лица) – 5,1 млрд. рублей; на предоставление гражданам адресных субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг – 1 млрд. рублей, на оказание социальной поддержки гражданам, имеющим детей – 1,1 млрд. рублей.
В 2009 году все учреждения бюджетной сферы, финансируемые из областного бюджета, перешли на новую систему труда. В результате всем работникам бюджетной сферы установлена заработная плата не ниже минимального размера оплаты труда, установленного в соответствии с действующим законодательством (4 330 рублей).
Несмотря на финансовый кризис и сокращение доходов бюджета, в прошедшем году все принятые социальные обязательства были обеспечены в полном объеме.
Существенной положительной динамикой характеризуются поступления в областной бюджет средств из федерального бюджета.
Всего в 2009 году в областной бюджет поступило средств из федерального бюджета на сумму 17,1 млрд. рублей, что на 5,5 млрд. рублей (или на 47 %) больше, чем в 2008 году.
Рост, наблюдающийся в 2009 году, связан с увеличением поступлений из федерального бюджета средств по действовавшим в 2008 году направлениям, а также с поступлениями по новым направлениям расходования.
Значительные средства были направлены муниципальным образованиям региона из областного и федерального бюджетов в форме межбюджетных трансфертов.
Общий объём межбюджетных трансфертов из областного и федерального бюджетов бюджетам муниципальных образований в 2009 году составил 11 млрд. 75 млн рублей.
Дефицит областного бюджета в 2009 году планировался в размере 12,1 млрд. рублей, фактически сложился на конец 2009 года в размере 7,6 млрд. рублей.
Основным источником финансирования дефицита областного бюджета послужил облигационный займ Самарской области номинальной стоимостью 2 425 млн рублей.
Первоначально запланированный в бюджете облигационный займ 2009 года в размере 7,5 млрд. рублей удалось существенно сократить, частично заместив более дешевыми кредитами из федерального бюджета, привлеченными в целях строительства, реконструкции, капитального ремонта, ремонта и содержания автомобильных дорог общего пользования в объеме 795 млн. рублей.
В результате объем государственного долга Самарской области увеличился в 2009 году на 2,4 млрд. рублей и составил на 1 января 2010 года 24,9 млрд. рублей.
В связи с тем, что государственные гарантии в 2009 году не предоставлялись, объем государственных гарантий по итогам 2009 года сократился на 865 млн рублей.
Параметры государственного долга Самарской области соответствовали требованиям Бюджетного кодекса РФ и областного законодательства, что говорит о взвешенной долговой политике, проводимой Правительством Самарской области, и высоко оценивается рейтинговыми агентствами.
Высокий уровень кредитного рейтинга Самарской области был подтвержден в 2009 году ведущими международными рейтинговыми агентствами (Moody's на уровне «Ва1»; Standard&Poor's – на уровне «ВB+»).