В Самаре в последнее время участились случаи подделки денежных знаков. Более того, масштабы фальшивомонетничества в губернии с каждым годом нарастают. Зачастую самарцы, всё-таки обнаружив поддельную купюру, не спешат с ней расставаться, автоматически став нарушителями закона по статье «фальшивомонетничество». Конечно, никто не застрахован от крайне неприятной ситуации, когда при расчете за покупку вдруг обнаруживается, что у вас на руках ненастоящие рубли. Однако способы не стать жертвой «виртуозов печатного станка» всё же имеются.
Чаще всего поддельные денежные знаки попадают в личные кошельки самарцев вместе со сдачей. Качество подделок бывает настолько высоким, что ни покупатель, ни продавец даже не подозревают, что с рук на руки передают фальшивки.
Масштабы фальшивомонетничества в губернии с каждым годом нарастают. Если в 2007 году было выявлено 1100 таких преступлений, то в 2008-м уже 1500, а в 2009-м — более 2000. Ущерб государству исчисляется миллионами. Например, за прошлый год он составил более двух млн рублей.
О том, как этому злу противостоять, шла речь на круглом столе, организованном самарским отделением всероссийской общественной организации поддержки предпринимательства «Опора России» в рамках соглашения о сотрудничестве с ГУВД области и администрацией Самары.
Представители этих структур при участии журналистов городских и губернских СМИ обсуждали, как эффективно противодействовать экономической диверсии фальшивомонетчиков.
По информации замначальника ОРЧ криминальной милиции по линии БЭП №1 при областном ГУВД Сергея Мишанина, показатели раскрываемости данного вида преступлений весьма скромные — около 8%. Это связано с тем, что фальшивки в 95% случаев выявляются не при их сбыте, а в банках, куда деньги поступают на инкассацию. Когда сбытчика и след простыл. При расчетах за покупки на мини- рынках, лотках и в киосках ни у покупателей, ни у продавцов нет необходимых знаний и техсредств, чтобы подделку обнаружить. В лучшем случае, они «на глазок» проверяют наличие водяных знаков на купюре и на этом успокаиваются. А зря. Современная копировально-множительная техника позволяет фальшивомонетчикам снабжать поддельные купюры всеми защитными «причиндалами». По словам Сергея Мишанина, единственное, что им пока не удается имитировать, — это перфорации с изображением номинала. На просвет они видны, как у настоящих денег, а на ощупь у фальшивки перфорации шероховатые, у подлинных же купюр они гладкие. Но об этих тонкостях, как правило, большинство наших земляков не ведают.
Как утверждает Сергей Мишанин, на данный момент единственный способ определить подлинность купюры — это использовать детектор инфракрасного свечения. Но они стоят пять-шесть тысяч рублей, не каждый мелкий предприниматель может выделить такую сумму и обезопасить себя от фальшивок. Да что говорить о них, если даже не во всех крупных супермаркетах хозяева готовы потратиться на надежный ИК-детектор, чтобы снабдить им каждого кассира.
Проблема и в том, что далеко не все самарцы, обнаружив, что вместе со сдачей в их кошелек попала фальшивка, спешат обращаться в правоохранительные органы. Ладно, если они ее благоразумно уничтожат, не желая объясняться с милицией или боясь, что окажешься без вины виноватым. Как объяснил Сергей Мишанин, гражданину, который честно сообщил в правохранительные органы, что оказался обладателем фальшивки, уголовная ответственность не грозит. Уголовное дело возбуждается по факту, а обманутому бедолаге предложат вспомнить, при каких обстоятельствах и от кого он мог получить поддельную купюру. Фальшивку у него, естественно, изымут - «безвозмездно, то есть даром». Учитывая, что чаще всего подделывают купюры номиналом 1000 рублей, это, конечно, для ни в чем не повинного человека накладно, но таков закон. По словам сопредседателя самарского отделения «Опоры России» Владимира Тихонова, есть идея эту горькую пилюлю подсластить. Совместно с ГУВД области ввести меры морального поощрения для самарцев, оказавших содействие в пресечении фальшивомонетничества.
Хуже, если со своими кровными, волею злоумышленников превратившимися в фальшивки, расставаться никак не хочется и «попавший на деньги» пытается расплатиться ими за какой-нибудь товар или услугу, заведомо зная, что купюра фальшивая. В этом случае он немедленно превращается в уголовного преступника. А наказание по статье «фальшивомонетничество» суровое — от 5 до 15 лет.
Итогом круглого стола стало общее мнение, что бороться с фальшивомонетничеством надо консолидированно. Без активной позиции граждан, предпринимательского сообщества только усилиями правоохранительных органов это зло не победить.