Город Новости искусства на улицах города

Новости искусства на улицах города

Несколько остановок в центре Самары почти на год стали стендами для произведений современных художников. Всё это благодаря начавшегося в июне фестиваля Artnews Outdoor, организованного Самарским центром современного искусства и компанией News Outdoor Russia.

Днем на остановке перед «Звездой» почти нет людей, и любоваться плакатом, занявшим целую стену остановочного павильона, никто не мешает. «Представь, что ты собираешься съесть ломтик лимона. Думай о себе, откусывая это», - призывают надписи на английском и русском языках. В правом верхнем углу – имя автора работы (шведская художница Элин Викстрем) и слоган: «Жизнь - это лимон, и хочу свои деньги обратно». Девушка, ожидающая автобуса прямо под плакатом, его не замечает. «Да мало ли какая реклама там висит, мы же все привыкли не обращать на нее внимания», – объясняет она. Прочтение надписи сначала приводит ее в ступор, потом лицо проясняется. «А вообще это неплохо, - говорит она. – Они, наверное, хотят сказать, что жизнь кончается так же быстро, как съедаешь ломтик лимона. И вкус не сладкий, но «родиться обратно» не дадут».

Фестиваль Artnews outdoor («Новости искусства на улице»), по замыслу куратора проекта, председателя совета Самарского фонда «Центр современного искусства» Романа Коржова, должен почти на год превратить остановки общественного транспорта нескольких поволжских городов в место столкновения современного искусства с сознанием горожан. Идея подобного фестиваля обкатывается «Центром» уже с 1998 года. Тогда плакаты современных художников впервые начали «конкурировать» с рекламой на остановках Самары в рамках проекта «Экология восприятия». На этот раз все должно быть масштабнее. 20 плакатов, которые сейчас появились на остановках, — только малая часть того, что будет показано. Потом плакаты переедут на другие остановки, и, кроме того, Самара будет обмениваться экспозициями с другими вовлеченными в проект городами (Нижний Новгород, Казань, Ульяновск, Саранск, Пенза). Так будет продолжаться до июня следующего года.

Сейчас самарцы могут любоваться подборкой произведений шведских художников и двух ветеранов русского концептуализма — Виктора Скерсиса и Юрия Альберта.

Работы шведов в основном обыгрывают стереотипы массового сознания и типичные приемы городской рекламы. Красиво одетый молодой человек на остановке возле больницы Пирогова вполне подошел бы для рекламы сигарет или модной одежды. Однако слоган, которым снабдил плакат Оскар Гуермоч, говорит не о моде, а скорее о тех струнах человеческой души, на которых частенько играют рекламисты. «Mine's bigger than yours» («Мой больше, чем твой») - декларирует молодой человек с плаката свое превосходство над сидящими на остановке бабушками. Увы, ни одна из них не понимает английского, а переводить «искусство» корреспондент «ВК» счел нечестным.

«Это художественная провокация, которая предполагает самые разные варианты реакции, - объяснял «ВК» Роман Коржов по поводу другой работы шведов. - Вот у вас какие чувства вызывает плакат Конни Блом «Все художники не любят обычный народ»?. Вы согласны с этим утверждением или нет? Мне вот сразу становится жалко художников».

А вот женщина на остановке, которую корреспондент «ВК» попросил описать впечатления от плаката, неожиданно обратила внимание не на провокационное утверждение о художниках, а на подбор слов. «Мне кажется, это небрежный перевод с какого-то иноязычного фразеологизма, - заметила она. - По-русски не говорят «обычный народ». «Обычные люди», «простые люди», «простой народ» — еще куда ни шло. А это как фраза с акцентом. И вот эта торопливая переделка европейского оригинала меня задевает больше, чем то, о чем здесь сказано. Потому что сам по себе прием не нов, конечно».

Вообще, тема искусства часто повторяется в выставленных произведениях. Серия плакатов Юрия Альберта состоит в основном из вопросов об отношениях художника и зрителя, написанных красными буквами на черном фоне: «Что хотел этим сказать художник?», «Какое произведение искусства вы хотели бы увидеть на этом месте?», «Какой вопрос вы хотели бы задать художнику, глядя на это произведение искусства?» и т.д. Подобный минус-прием (рассуждения о произведении вместо самого произведения) концептуалисты опробовали еще лет 30 назад, но, спору нет, для неподготовленного зрителя он вполне может быть новостью. Впрочем, повергнутых в состояние экстаза корреспондент «ВК» не обнаружил. «Как это «Что хотел этим сказать художник?», - удивляется молодой человек. - Чем этим? Тут же ничего нет. Не понимаю, зачем это». Потом выясняется, что до заданного ему вопроса он вовсе не заметил странного плаката. Это кстати, симптоматично — пространство Самары так переполнено рекламными «артефактами», что, похоже, люди отучились обращать внимание на плакаты и надписи вообще.

Наверное, наиболее радикальны из всех представленных работ плакаты Виктора Скерсиса. Описывая их, не обойдешься традиционным «работа со штампами», на язык просится пелевинское «разрыв гештальта». Да и эмоций созданные патриархом концептуализма странные объекты пробуждали в зрителях побольше. Правда, большая часть их выражалась междометиями. «Н-да, фигня какая-то!» - комментировал еще один собеседник корреспондента «ВК» плакат с надписью «Псевдокульминационные трансфигурасики», но было в его голосе что-то от восхищения. Из опрошенных он был единственным человеком, который обратил на плакат внимание сам, до того как его об этом попросили...

Хотя, конечно, выборка этого опроса очень мала. И все же почему-то хочется вспомнить знаменитую «фигу в кармане», которую «мастера культуры» так любили показывать советскому режиму. В данном случае фига, показанная обществу потребления, вынесена на всеобщее обозрение, но большая часть людей смотрит на нее, не видя. Впрочем, это только начало.

Роман Коржов, куратор Приволжского филиала государственного Центра современного искусства, председатель Совета регионального Самарского фонда «Центр современного искусства»:

- Этот проект в некотором смысле продолжает начатое «Экологией восприятия», но все работы новые и сделаны специально к этому проекту. Отличие в том, что для участия приглашаются художники из Европы - strangers, с их strange art, для создания strange situation. Альберт и Скерсис здесь как некоторое исключение, они были приглашены до начала этого проекта, хотя Альберт живет в Кельне, а Скерсис, кажется, в Америке.

Конкурса отбора работ не было и не будет, работы отбираются куратором проекта совместно с институциональными кураторами. Основной критерий, который мне видится, это «не короткое, не замкнутое, не герметичное, очень странное, с трудом объяснимое, но узнаваемое высказывание». В настоящий момент не все работы таковы на 100 %, но по мере развития проекта их будет больше, и в этом процессе развития тоже есть свой смысл.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
ТОП 5
Мнение
Туриста возмутили цены на отдых в Турции. Он поехал в «будущий Дубай» — и вот почему
Владимир Богоделов
Мнение
Заказы по 18 кг за пару тысяч в неделю: сколько на самом деле зарабатывают в доставках — рассказ курьера
Анонимное мнение
Мнение
«Любителям „всё включено“ такой отдых не понравится»: почему отдых в Южной Корее лучше надоевшей Турции
Анонимное мнение
Мнение
«Волдыри были даже во рту»: журналистка рассказала, как ее дочь перенесла жуткий вирус Коксаки
Анонимное мнение
Мнение
«Все наелись неадекватными решениями и бездействием чиновников»: глава самарского правительства — о первых 100 днях у власти
Анонимное мнение
Рекомендуем
Объявления