Власти областной столицы огласили сумму, которую готовы потратить на проверку сведений по строительству в городе подвесной транспортной системы H-Bahn, - 500 000 рублей Кроме того, администрация Самары подписала соглашение о намерениях с инициатором проекта — московским ООО «Мартекс Инвест», и рассматривает возможность осуществления ряда предпроектных работ за счет городского бюджета. В то же время эксперты расходятся во мнениях относительно перспектив строительства монорельса.
Через весь город
Идею создания в Самаре транспортной системы H-Bahn (монорельса) городские чиновники озвучили еще в конце прошлого года. Как сообщалось в декабре 2009-го, власти Самары рассматривали предложения от компаний - производителей канатных дорог и скоростных трамваев. Согласно сайту http://forum.mymetro.ru/, речь идет о строительстве подвесной дороги от Хлебной площади до Красного Пахаря, причем, с пересечением реки Самара. Таким образом, длина монорельса H-Bahn может составить 25-30 км.
Согласно данным, опубликованным на официальном сайте администрации Самары, подвесная транспортная система H-Bahn - альтернатива застывшим в автомобильных пробках магистралям. «Вагончики, передвигающиеся на высоте от 5 до 15 метров над землей со скоростью 80 км в час экономят время пассажиров, повышают транспортную доступность и, соответственно, инвестиционную привлекательность удаленных районов. - отмечается на сайте. - Особенность этой системы заключается в том, что она не занимает места на улице, не пересекается с наземным транспортом и не создает пробок на дорогах – вагоны движутся на расстоянии 5-15 метров над землей. Существенным аргументом в пользу надземного транспорта является то, что он не требует большого землеотвода. При том дефиците свободной земли, который существует в Самаре, это один из решающих факторов. Не менее важна и финансовая составляющая: стоимость создания надземного аналога метро в несколько раз ниже подземной транспортной системы».
Подобное обоснование привел и первый заместитель главы Самары Александр Шатохин, заявивший, что проект H-Bahn является перспективой дорогостоящему метро и предназначен для организации перевозки людей в город с районов области, таких, как Красноглинский или Волжский.
Дорого и вне закона
Эксперты расходятся во мнениях относительно перспективности H-Bahn. «У этого транспорта нет никаких перспектив. Наглядное свидетельство - тот факт, что с момента "изобретения" этого транспорта в 1984 году во всем мире построено всего две таких системы. Причем, эти системы рассчитаны на очень специфические нишы - перевозки студентов по кампусу университета, и подвоз пассажиров от станции электрички к терминалу аэропорта. Использовать этот транспорт в качестве городского просто технически невозможно. Заявленная провозная способность в 2500 пассажиров в час - это даже меньше, чем перевезут за то же время ГАЗельки, пущенные по той же трассе. Совершенно абсурдно сравнивать эту систему по стоимости с метрополитеном - корректней было бы сравнить относительные величины: например метро, такое как в Самаре, перевозит до 30 тысяч пассажиров в час при цене порядка 120 миллионов евро за 1 км линии, современный легкорельсовый траспорт (трамвай) перевозит до 20 тысяч пассажиров в час и стоит 10 миллионов евро за 1 км линии, а H-Bahn перевозит 2,5 тысячи пассажиров, а стоит 13 миллионов евро. Это сравнение куда корректней, только по понятным причинам компания, строящая H-bahn, его никогда не разместит на своем сайте. Более того: не стоит забывать, что даже цена в 13 миллионов евро, заявленная компанией, по всей вероятности, сильно занижена», - рассуждает главный редактор сайта «Общественный транспорт Самарской области» Атон Буслов.
Член Совета директоров ОАО «Автовокзалы и автостанции Самарской области» Фэния Хакимова, напротив, полагает, что монорельс имеет право на существование. «Это - проект на перспективу увеличения населения и площади города. Разнообразие видов транспорта в любом мегаполисе дает положительный экономический эффект, - замечает Хакимова. - Однако в сегодняшних экономических условиях, выгоднее, например, построить выделенные полосы для движения автобусов или маршруток».
Но существуют и другие препоны в реализации проекта. «Заявленное строителями "движение без машиниста" нарушает нормы безопасности, принятые в нашей стране, а заявления об отсутствии необходимости выделения землеотводов выглядят более чем странно: не учтены действующие в стране требования по прочности конструкций и пожарной эвакуации, которые вынудят существенно видоизменять проект в сторону его удорожания, - добавляет Буслов. - Более того, сама возможность организации такого технического решения в нашей климатической зоне, где на несущей балке может быть изморозь и снег, ни кем не проверена. Так что весь этот проект - не более чем фикция. Или мелкое отмывание денег на предпроектных работах. Сегодня мэрия заявила, что ей нужно 500 тысяч рублей, чтобы проверить заявленные фирмой-инициатором параметры системы. Мне интересно: если бы кто-нибудь пришел, и предложил телепортировать жителей города, мэрия тоже бы тратила деньги, чтобы проверить реальность этого предложения? То есть школьного образования и минимальной грамотности сотрудникам мэрии не хватает, чтобы понять, что H-bahn это более чем сомнительная затея? Я боюсь, что весь этот проект это даже не предвыборный пиар, а просто свидетельство вопиющей технической безграмотности сотрудников администрации города».