Давно прошли те времена, когда крупные торговые комплексы были сосредоточены исключительно на центральных улицах больших городов и представлены едва ли не одним единственным ЦУМом. В наши дни любой мегаполис может похвастаться огромным количеством торговых центров, расположенных во всех районах города. Тем не менее и сегодня в некоторых районах Самары по-прежнему встречаются исключительно магазины формата «у дома». Но жители этих районов от этого не страдают.
Вдоль двух магистралей
«Если говорить о торговых центрах городского, а не микрорайонного масштаба, то не имеет значения, в каком районе такой центр расположен, - считает заместитель генерального директора по маркетингу ЗАО «Эл-Траст» Вячеслав Рандаев. - Люди приезжают сюда специально, покупки здесь совершают целенаправленно, а потому главное в месторасположении таких комплексов – легкая транспортная доступность. Поэтому локацию крупных торговых комплексов уместнее оценивать не с точки зрения наличия или отсутствия их в тех или иных городских районах, а с точки зрения доступности для массового покупателя».
Самара, как большинство волжских городов, вытянута вдоль реки. Такая специфика обуславливает наличие двух основных транспортных магистралей – Московского шоссе и улицы Ново-Садовой – вдоль которых сосредоточены основные торговые объекты, что и обеспечивает простоту доступа к каждому из них.
Без привязки к районам
Тем не менее сейчас мы уже можем наблюдать постепенное «расползание» торговых центров от этих двух магистралей. Например, в эту схему не укладываются ни ТРК «Космопорт», ни появившийся не так давно на Безымянке ТРК «Вива Лэнд».
«Все это свидетельствует о том, что торговые центры начинают более-менее равномерно распределяться по городу, при этом по-прежнему соблюдая принцип легкой транспортной доступности для покупателей», - комментирует Вячеслав Рандаев.
К примеру, ТРК «Вива-Лэнд» расположен на пересечении двух значимых транспортных артерий города – улицы Победы и проспекта Кирова, а следовательно, в большей степени опять же привязан не к району, а к транспортной доступности.
А учитывая, что в 2012 году должно быть завершено строительство мостового перехода «Кировский», этот комплекс станет первым на въезде в город со стороны Самарского Заречья.
Торговый комплекс «Мега» строился вовсе без привязки к какому-либо городскому району. Более того, на самой что ни на есть городской окраине. Однако он доступен по Московскому шоссе для жителей Самары и Тольятти, по обводной дороге – для жителей Кинеля и Алексеевки, а также Красного Яра и прочих близлежащих населенных пунктов. И потому он уже позиционируется как торговый комплекс не городского, а областного масштаба, больше рассчитанный на посещение жителями области.
«Если же все-таки осуществлять привязку по районам, то можно констатировать, что в данный момент несколько обделены вниманием жители Куйбышевского района, где отсутствуют крупные торговые комплексы, а наличие всего двух мостовых переходов через реку Самару делают проблематичным посещение торговых центров, расположенных в других районах города. Пожалуй, это единственный район в Самаре, где заметно отсутствие крупного торгового комплекса», - поясняет Вячеслав Рандаев.
В скором времени на ул. Физкультурной планируется строительство еще одного крупного торгового комплекса
По законам бизнеса
Что касается торговых центров более мелкого, районного формата, то и здесь, по мнению участников рынка недвижимости, в Самаре все благополучно. «Проблема нехватки торговых центров если и существовала в нашем городе 7-10 лет назад, то сегодня ее уже нет, - считает генеральный директор ЗАО «Агентство оценки «Гранд Истейт» Алексей Ульянин. - В настоящий момент рынок торговой недвижимости в Самаре достаточно развит, представлен большим количеством участников. И если где-то в шаговой доступности нет торгового центра районного формата, значит, плотность населения не позволяет в этом месте построить торговый комплекс, деятельность которого была бы рентабельной».
По мнению экспертов, потребность в торговых центрах в настоящее время удовлетворена в Самаре если не полностью, то в большой степени. Поэтому, если в каких-то отдаленных городских районах, скажем, на Красной Глинке или на 116 км, нет крупных торговых центров, это не значит, что они там нужны. «Наличие торговых центров определяет платежеспособный спрос, - поясняет Алексей Ульянин. – Современный бизнес достаточно быстро реагирует на ситуацию, и если бы где-то возникла возможность заработать, то по закону капитала, он сразу же туда перетек бы, и эта ниша моментально бы заполнилась. Поэтому в настоящий момент уместно говорить о том, что самарский рынок сегодня насыщен достаточно, чтобы удовлетворить потребности покупателей и в районных торговых центрах, и в крупных ТЦ межрегионального значения».
Aвтор: Светлана Келасьева