Под давлением интернет-общественности Минздравсоцразвития отменило конкурс на создание социальной сети для медработников и пациентов. Стоимость проекта оценивалась в 55 миллионов рублей, а срок выполнения работ был ограничен 16 днями. Пользователей Рунета смутило все: и завышенная цена, и краткие сроки, и сама идея. Высказывалось предположение, что речь идет о махинации.
Социальная сеть предназначалась как для медицинских работников, так и для пациентов. Врачи через сеть могли бы обмениваться опытом и повышать свою квалификацию. Пациенты, в свою очередь, имели бы возможность задавать вопросы профессионалам, обращаться за консультацией, получать информацию из новостной ленты и медицинских справочников. Свое мнение о тои, как относятся сами врачи к созданию подобных интерактивных сайтов, высказали южноуральские медики.
Такой интернет-ресурс был бы хорошей подмогой медицинскому персоналу, считает терапевт Юрий Ленгин. «Врач должен не раз в пять лет получать новые знания, а ежедневно, – утверждает врач. – Но нехватка времени и дороговизна специализированной литературы делают это, к сожалению, маловыполнимым». Через сеть врачи могли бы постоянно и без отрыва от производства обмениваться знаниями с коллегами, в том числе и из других городов. По мнению Юрия Александровича, чужой опыт помог бы избежать множества ошибок в диагностике и лечении пациентов.
Однако реальная эффективность и востребованность такого веб-сайта вызывает сомнения. «К врачам надо ходить лично, – убеждена офтальмолог Елена Рудковская, – а для обратной связи почти у каждого медучреждения есть и сайты, и книги отзывов». В Интернете получить действенную помощь довольно проблематично: без личного контакта поставить точный диагноз невозможно. Потому рекомендации сетевых консультантов будут носить максимально универсальный, превентивный характер по принципу «не навреди». И в 99 случаев из 100 виртуального пациента для окончательной диагностики и лечения все равно направят к вполне реальному специалисту районной поликлиники. «Есть риск, что большинство людей ограничатся советами из Интернета, а к врачу так и не пойдут, – обеспокоена Елена Михайловна, – Тем самым станет больше запущенных случаев и случаев поздней диагностики».
«Консультации пациентов по сети вообще не особо приветствуются – признается студентка медакадемии Юлия Симбаева, – можно, конечно, угадать, что у человека за болезнь, но не более того». Впрочем, на базе одной из популярных соцсетей создаются узкоспециальные группы по интересам (например, группы реаниматологов), где студенты-медики могут получать информацию от преподавателей, делиться друг с другом своим багажом знаний. «Но без практики все равно никак», – признается Юлия.
Кроме того, вопросы практической медицины уже сейчас решаются дистанционно: в некоторых городах России четыре года назад на базах областных клинических больниц были созданы телемедицинские центры. Они позволяют проводить виртуальные консультации, сеансы телеобучения врачей путем двустороннего общения с российскими и зарубежными центрами России, в том числе в режиме видеоконференций. Передвижные устройства обеспечивают трансляцию из реанимаций и операционных. «Телемедицина хороша тем, – объясняет заместитель директора одного из диагностических центров Лина Колесова, – что мы имеем возможность знакомиться не только с результатами обследования пациента, но и видеть его самого. Даже если он находится по другую сторону материка». Кроме того, телеконсультации имеют юридическую силу – в историю болезни вносится официальный документ, а больного в случае необходимости могут направить на госпитализацию. «Уровень телемедицины настолько технически высок, что социальная сеть ее никак не сможет заменить», – уверена Лина Викторовна.