Школы одна за другой вводят для своих учеников единый стиль в одежде. В последние годы все больше учеников, собираясь за знаниями, надевают форму. Но в основном это ребята из младших классов.
Школы одна за другой вводят для своих учеников единый стиль в одежде. В последние годы все больше учеников, собираясь за знаниями, надевают форму. Но в основном это ребята из младших классов.
В 90-х годах форму никто не носил. Советский дресс-код ушел в прошлое и считался ограничителем свободы, а новый никто вводить не спешил. Поэтому каждый щеголял в том, что у него было. Но достаток в семьях, да и воспитание разные, поэтому и одежка была, как говорится, «на вкус и цвет товарищей нет». Распространение получили короткие топики, оголяющие пупки, вытянутые на коленках трико, майки с героями диснеевских мультиков и другие «прикиды» кто во что горазд. Зато один всегда отличался от другого...
Но, странное дело, как только форма в российских школах стала необязательной, многие педагоги и родители стали вспоминать ее с ностальгией: свобода, а вернее беспорядок, в школьной одежде негативно сказывался на учебе. Первыми к дресс-коду решили вернуться гимназии, лицеи, чтобы поддержать свой статус. Постепенно и школы стали вводить обязательные элементы внешнего вида, к примеру, для девочек — белый верх и темный низ, шить жилетки с символикой учреждения. «Когда коллектив отличается от других одеждой, символикой, то это его организует, сплачивает, - считает заместитель руководителя городского департамента образования Вера Халаева. - Отношение к учебе становится серьезнее. Да и внешне красиво, когда ученики стоят на линейке или сидят в классе в одинаковой одежде. К тому же между детьми исчезает соперничество кто во что одет, особенно в старших классах. Они уже оценивают друг друга не только по внешнему виду, а понимают: мы — единое целое, у нас общая цель — получение знаний». Форма дает почувствовать свою принадлежность к группе с ее правами и обязанностями, ощутить себя частью школьного сообщества. Если у ребенка есть форма, то родителям не нужно думать, как его одеть, отправляя в школу: постирал комплект, погладил и все. То есть сын или дочь одеты на год вперед. А еще с малых лет им прививаются аккуратность и вкус».
Выбор есть
Но несмотря на вроде бы явные преимущества, проверенные временем, необходимость в форме до сих пор вызывает немало споров. Главным образом родителей пугает ее стоимость. Она может доходить до трех тысяч, а это, согласитесь, ощутимый удар по кошельку. Поэтому в департаменте образования рекомендуют использовать элементы формы. К примеру, жилетки с логотипами школ, галстуки — одним словом, любой атрибут, который бы объединял учеников. Нужно заметить, что ношение формы в общеобразовательных учреждениях — не обязательно и никакими нормативными актами не регламентируется. Носить или не носить — решение остается за школой и, конечно, за родителями. Классный руководитель может предложить какой-то свой вариант, а у мам и пап есть право согласиться или отказаться. Школа не может настаивать, может только попытаться убедить.
В настоящее время ателье, швейные фабрики предлагают школьную форму на заказ. Да и магазины с рынками пестрят готовыми изделиями. Разные модели, ткани, расцветки и, конечно, качество. При выборе школьной формы и ее пошиве специалисты рекомендуют обращать внимание на ткань. Лучше выбрать натуральную: в теплую погоду в такой одежде нежарко, а в холодную — уютно. К тому же синтетика может вызывать аллергию. Конечно, форма должна быть удобна при носке, не стеснять движений ребенка, не содержать много элементов — пуговиц, пряжек, бантиков, поясков - всего того, что отвлекает от учебы. Цвет лучше выбрать не раздражающий, не маркий, дети ведь часто пачкаются... Сейчас у школ уже завязались отношения с ателье, где учитывают все капризы родителей и детей. Если кто-то из мам и пап растеряется и не найдет подходящего варианта, то в департаменте образования могут помочь. Так что обращайтесь.
Главное, чтобы костюмчик сидел
В Дневном пансионе-84 форма появилась у первоклассников четыре года назад. А потом ее стали носить и следующие «новобранцы». Конечно, родители не сразу одобрили введенный дресс- код, спорили. Но сейчас поняли, что форма - это удобно, она выгодна по деньгам и решает проблему, во что одеть ребенка. Сегодня младшее звено пансиона носит форму-триколор. О выборе цвета советовались с психологом. Мальчики - это синие брючки, пиджаки, красные галстуки, белые рубашки, а девочки — синие юбочки и жакеты. Синий цвет, считают здесь, не раздражает и выглядит солидно. Родители сами занимаются формой - шьют там, где им удобно. Да и модель сами выбирают - мама лучше знает, что будет лучше смотреться на ее ребенке. Только одно требование в пансионе — ткань должна быть одинаковой, чтобы было видно, что это форма. В целом, одного комплекта хватает до 5-го класса. Родители часто выходят из положения, перешивая первоначальный вариант.
«В 5-7 классах пока приживаются только жилетки с эмблемой, - рассказывает директор Дневного пансиона-84 Яков Фиш. - Сейчас мы убеждаем родителей, что с 5 по 9 класс нужно вводить не только элементы, но и форму целиком. О старшеклассниках пока не говорим. В подростковом возрасте появляется стремление к индивидуальности, ребята хотят быть не похожими на других, стараясь заявить о себе любыми способами, в том числе и с помощью одежды... Но форма работает на учебный процесс. А форма и содержание, как известно, взаимосвязаны. Когда ученик нашего пансиона надевает пеструю майку с черепами, то это заявка не на обучение, а на эпатаж, демонстрацию. Молодому гражданину нашей страны нужно внушить: в пир, в мир и в добрые люди не следует ходить в одной одежде».
Сегодня в 80% школ Самары ученики начальных классов носят форму или ее элементы. Малыши на дресс-код быстро соглашаются. Но ситуация меняется по мере того, как школьники взрослеют. Только около 30 процентов учеников 5-8 классов приветствуют форму. И вряд ли в Самаре имеется такое школьное учреждение, где с 1 по 11 класс дети одеваются одинаково. Исключение составляют только кадетские школы № 95 и 170, в которых форма — важный атрибут воспитательной работы.
Справка
Впервые школьную форму ввели в 1834 году для гимназистов и студентов. Мальчики носили суконную гимнастерку синего цвета с серебряными пуговицами, которая подпоясывалась черным лакированным ремнем с серебристой пряжкой. Брюки шились из черной ткани, не имели канта. В старших классах вместо гимнастерки часто носили китель со стоячим воротничком. За несоблюдение правил ношения костюма наказывали. Фасон гимназической формы менялся в 1855, 1868, 1896 и 1913 годах, но военный стиль сохранялся. Форму для девушек, скромную, строгую, удобную и практичную, — коричневое платье с воротничком, манжетами и фартуком - утвердили в 1886 году. В 1918 году декрет советской власти отменил школьную форму. Это был атрибут старой России и излишняя роскошь для разоренной страны. После Великой Отечественной войны для мальчиков ввели военизированную форму — серые, военного типа гимнастерки с воротничком-стоечкой, пятью пуговицами, двумя прорезанными карманами с клапанами на груди, с ремнем с пряжкой и фуражкой с кожаным козырьком, а девочек опять одели в коричневые шерстяные платья с черным передником. Появились белые фартуки, пришивные воротнички, манжеты, позднее — белые гольфы, банты. Обязательным атрибутом стали красные пионерские галстуки, значки. Со временем манжеты стали не прикрывать запястий, подол платья поднимался выше. В 1962 году форму для мальчиков поменяли на серые шерстяные костюмы на четырех пуговицах, в 1973 году — на синие костюмы из полушерстяной ткани, украшенные эмблемой на рукаве, пятью алюминиевыми пуговицами, манжетами и двумя карманами с клапанами на груди. В 1984 году для девочек ввели костюм-тройку синего цвета: юбка-трапеция со складками спереди, жилетка и пиджак с накладными карманами. 90-е привнесли в школы джинсы, лосины, платья, футболки, куртки спортивного типа. Форма как таковая исчезла из школ.