Во вторник, 9 ноября, состоялось заседание комитета по бюджету, финансам, налогам, экономической и инвестиционной политике под председательством Алексея Ушамирского. Члены комитета рассмотрели проект закона «Об областном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов». Большая часть статей расходов не вызвала у них вопросов. Неожиданно камнем преткновения стало выделение 26 миллионов рублей на нужды поволжских немцев. Депутаты поинтересовались у чиновников, почему на благоустройство мест их компактного проживания выделяется практически миллион долларов.
Члены комитета по бюджету, финансам, налогам, экономической и инвестиционной политике практически единогласно порекомендовали принять проект бюджета для рассмотрения на заседании Самарской губернской думы.
Согласно проекту, доходы губернской казны в 2011 году составят 76 243 млн рублей, а расходы – 81 724 млн рублей. Таким образом, дефицит главного финансового документа равен 5 481 млн рублей. По словам Алексея Ушамирского, эта цифра не превышает максимально допустимых 15%. Наибольший удельный вес в общем объеме расходов составляют расходы по разделу «Межбюджетные трансферты», к которым относятся дотации, субсидии и субвенции муниципалитетам, а также страховые взносы на обязательное медицинское страхование неработающего населения. Это связано со значительным увеличением субсидий муниципалитетам на реализацию мероприятий подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей». Значительный удельный вес в общем объеме расходов составляют затраты на социальную политику – 20,7%, или 16,9 млрд рублей.
При рассмотрении этих вопросов у депутата Самарской губернской думы, представителя партии ЛДПР Михаила Дегтярева возник вопрос о целесообразности выделения 26 млн рублей на нужды поволжских немцев. «Я абсолютно ничего против немцев не имею. Но скажите мне, на какие именно цели будут направлены эти деньги?» – поинтересовался господин Дегтярев у заместителя министра экономического развития, инвестиций и торговли Олега Майорова. «Выделение 26 миллионов рублей предусмотрено на обеспечение муниципальных образований, в которых есть места компактного расселения немцев Поволжья, например в Безенчукском районе. Деньги будут направлены на ремонт дорог и общее благоустройство населенных пунктов», – ответил депутату господин Майоров.
На это Михаил Дегтярев выразил недоумение, почему другим диаспорам, национальным меньшинствам не выделяется столь же много средств на благоустройство их мест проживания. Олег Майоров обосновал это тем, что финансирование поволжских немцев предусмотрено федеральной программой, которая реализуется не только в Самарской области, но и еще в ряде регионов России.
Отметим, что основную часть нынешнего немецкого населения России составляют прежде всего потомки немецких крестьян-колонистов, которые переселялись в нашу страну в период с XVIII по XX вв. По манифесту Екатерины II от 4 декабря 1762 года немецких крестьян начали переселять на свободные земли Поволжья. Многие из них оставались в местах своего первоначального компактного проживания на протяжении более чем полутора столетий, сохраняя немецкий язык, веру и элементы национального менталитета.
В 1918 году на европейской территории России образовалась Трудовая коммуна Автономной области немцев Поволжья, а в 1924 г. ее переоформили в Автономную Советскую Социалистическую республику немцев Поволжья со столицей в городе, который сейчас носит название Энгельс. По данным переписи 1939 года, более 451,6 тысячи немцев Советского Союза проживали именно в Поволжье. После войны их количество сократилось до 68,3 тысячи человек.
После внесения изменений в закон СССР «О въезде и выезде» в 1986 г. началась массовая эмиграция немцев с территории бывшего Советского Союза. Это сильно истощило долю немецкого населения в России, Украине, Казахстане и других республиках. В общей сложности, по данным Министерства внутренних дел ФРГ, в Германию с 1950 по 2006 годы переселилось 2 334 334 российских немцев и членов их семей.
По данным переписи населения 2002 года, в Самарской области проживает около 10 тысяч немцев. Большинство из них уже не соблюдают обычаев их предков и нисколько не отделяют себя от коренного населения губернии.
Как рассказал 63.ru самарец Николай Кройц, не пожелавший переселяться в Германию, потомок немцев Поволжья, он не ощущает особого различия между собой и русскими. «Мои предки переселились на берега Волги еще в XIX веке. С того времени место жительства они не меняли. Конечно, как говорят родственники, во времена советской власти, особенно во Вторую мировую войну и после нее, были некоторое трудности. Но сейчас я не ощущаю себя немцем. Я считаю, что я русский. Единственное, что отличает меня от других людей, – это моя фамилия и история моей семьи. Мне кажется, в такой же ситуации находятся и другие потомки немцев Поволжья. У нас нет какого-то отчуждения, позиционирования себя как представителей другой нации. Я думаю, что на сегодняшний день отделять потомков немецких переселенцев от русских людей было бы неправильно. Это опять же может привести к нарастанию социальной напряженности», – выразил свое мнение Николай Кройц.