Рынок услуг видеосвязи пока еще только формируется, как и спрос на подобный сервис. Безусловно, удобно видеть лицо собеседника, однако далеко не каждый абонент готов платить за это удобство. А потому пока безусловным лидером среди видов видеосвязи являются специализированные интернет-сервисы, предоставляющие условно-бесплатные услуги связи. Уже начали предоставлять услуги видеосвязи и мобильные операторы, однако для доступа к этой услуге абоненту придется приобретать специальные телефонные аппараты.
Лицом к лицу
Компания «МегаФон» уже давно предоставляет услуги видеосвязи. Директор по связям с общественностью поволжского филиала ОАО «МегаФон» Елена Харитонова убеждена, что видеовызов – это уникальная услуга, доступная лишь в зоне действия сети 3G «МегаФон» в Поволжье. Для получения доступа к услуге видеовызова и вызывающий, и принимающий абонент должны иметь мобильные телефоны с поддержкой стандарта UMTS/3G. «Также абоненты «МегаФона» могут общаться в режиме видео, используя услугу «МультиФон», - сообщила Елена Харитонова. - Это приложение особенно полезно для тех, кто совершает звонки из роуминга или за границу, поскольку оно позволяет осуществлять бесплатную видеосвязь между пользователями услуги и экономить значительные средства».
В первую очередь, услуга видеосвязи интересна молодежи и тем, кто не может иными способами увидеть близких. Но пока всего 2-3% абонентов имеют необходимое для видеозвонка оборудование
Абонентам МТС в Самарской области услуга «Видеовызов» доступна с октября 2010 года. Для всех, подключившихся к МТС с октября 2010 года, услуга уже включена в базовый пакет, остальные абоненты могут подключить услугу «Видеовызов» бесплатно. Стоимость одной минуты местного исходящего видеовызова составляет 4 рубля. Входящий видеовызов, как и обычный голосовой вызов, в домашнем регионе бесплатный. «Однако чтобы воспользоваться услугой, - пояснила специалист по связям с общественностью ОАО «МТС» макрорегион «Поволжье» Екатерина Карпова, - абонент должен иметь мобильный телефон, поддерживающий соответствующую функцию, и находиться в зоне действия сети 3G. При наборе номера в телефонах, поддерживающих эту функцию, можно из меню выбрать обычный вызов или видеовызов».
Спрос неоднозначен
Спрос на услугу видеосвязи операторы оценивают по-разному. В компании «МегаФон» отмечают всплеск интереса к видеозвонкам. Абоненты «МегаФона» в Поволжье совершают ежемесячно в среднем 25 тыс. видеовызовов. «Видеовызовы оказались востребованы абонентами крупных компаний, которые имеют несколько филиалов, так как с их помощью можно проводить видеоконференции, даже если абоненты находятся в разных концах страны», - прокомментировала Елена Харитонова.
Высокий спрос на введенную в октябре услугу «Видеовызов» зафиксировали в компании «МТС». «В первую очередь, сервис интересен молодежи, - рассказала Екатерина Карпова, - и тем людям, которые не могут иными способами увидеть близких или деловых партнеров. За первый месяц услугой «Видеовызов» воспользовались несколько тысяч абонентов МТС в Самарской области, которые совершили вызовы более чем на миллион минут. Основными драйверами роста популярности видеовызовов являются развитие сетей 3G и рост проникновения мобильных телефонов, поддерживающих видеовызов».
Как пояснили в пресс-службе самарского филиала ОАО «ВымпелКом», технологически услуга по предоставлению видеосвязи готова, однако в компании убеждены, что это, скорее, нишевая услуга, и готовы предоставить ее при наличии спроса. «Мировой опыт показывает, что эту услугу мало кто оценил, - пояснила старший специалист по внешним коммуникациям самарского филиала ОАО «ВымпелКом» Алена Лелекова. - Пока всего 2-3% абонентов имеют необходимое для видеозвонка оборудование. Вероятно, видеозвонок был бы интересен, если бы была возможность звонить в другие города абонентам разных сетей. Но пока такой возможности нет. Еще один существенный недостаток в том, что видеозвонок с мобильного устройства сложно совершить на ходу. Но, несмотря на это, мы не исключаем возможность ввода в ближайшем будущем этой услуги для своих абонентов».
Видеозвонок через Интернет
Большинству абонентов доступны лишь варианты видеосвязи через Skype и аналогичные интернет-сервисы. То есть при наличии доступа в интернет, web-камеры, микрофона и несложной регистрации на одном из специализированных сайтов (например, Skype, Google Talk, fring, QIP Infium и др.) любой пользователь может бесплатно «видеозвонить» на интернет-номера пользователей, но той же самой системы. Звонки на реальные номера – стационарные или мобильные – придется оплачивать.
«Пока услуга видеосвязи доступна нашим пользователям лишь через программу Skype, - сообщил генеральный директор интернет-компании «АИСТ» Александр Сергиенко. - Услуга очень популярна во всем мире, и абоненты «АИСТ» не исключение. Чтобы ею пользоваться, необходимо иметь доступ в Интернет и установленный на компьютер (наладонник или Apple-девайс) агент Skype. В зависимости от скорости канала тех, кто участвует в соединении Skype, им доступна либо обычная голосовая, либо видеосвязь. При низких скоростях канала можно общаться через чат Skype. Самое главное – сервис при соединении между клиентами Skype – бесплатный».
Будущее видеосвязи
По оценке экспертов компании «МегаФон», ежегодный прирост мирового рынка видеосвязи составляет примерно 20-25%, причем в России эта область телекоммуникаций даже более динамична. «Безусловно, в результате развития и модернизации технологий 3G, - добавила Елена Харитонова, - число пользователей видеосвязи продолжит расти. Вместе с тем будет совершенствоваться и качество предоставления этой услуги».
Эксперты компании «МТС» прогнозируют рост популярности услуги «видеовызов» в краткосрочной перспективе параллельно с увеличением спроса на мобильные интернет-сервисы, обеспечивающие видеосвязь. Такие сервисы используют, например, владельцы iPhone и других смартфонов и коммуникаторов, не поддерживающих функции видеовызова. В таком случае абонент платит за интернет-трафик. «С развитием сетей 3G услуга видеосвязи будет становиться более доступной и удобной в использовании, - заверила Екатерина Карпова. - Кроме того, возможно появление более развитых технологий, например, видеоконференций».
Мнение
Александр Сергиенко, генеральный директор интернет-компании «АИСТ»:
«О популярности сервиса Skype говорят факты: на днях информационные агентства сообщили, что сетевой сервис Skype установил рекорд по количеству пользователей. 22 ноября видеосервисом одновременно воспользовались 25 миллионов человек, а число зарегистрированных пользователей Skype сегодня насчитывает около 560 миллионов человек! Неправда ли, цифра впечатляет? Справедливости ради отмечу, что сервис распространен не только среди клиентов имеющих ШПД-линии, многие используют Skype с мобильных гаджетов на которых стоят различные операционные системы – Windows mobile, Apple... Думаю, что в ближайшие 2-3 года с увеличением пропускной способности абонентских каналов и удешевлением стоимости web-камер видео-сервис будет наращивать свою популярность.
Aвтор: Владимир Калядин