Несмотря на то, что степени бакалавра и магистра существуют уже несколько лет, эти звания пока остаются для россиян новомодными словами. Самара здесь не исключение. Бакалавриат и магистратура у каждого на слуху, но, что они значат, и в чем между ними различия, объяснить смогут немногие. В плюсах и минусах новой двухуровневой системы образования мы пытались разобраться.
Идем на сближение
Идея создать двухуровневую систему образования пришла к нам из Европы. Там уже давно идет так называемый «Болонский процесс», цель которого - сближение и унификация систем образования. Россия присоединилась к нему в сентябре 2003 года, на берлинской встрече министров образования европейских стран. А 24 октября 2007 года Владимир Путин подписал закон о введении в России двухуровневой системы высшего образования.
С 1 сентября 2011 года все российские вузы, имеющие государственную аккредитацию, начнут обучать студентов по новым двухуровневым программам
«Введение системы двухуровневой подготовки «бакалавриат-магистратура» призвано, в числе прочих нововведений, обеспечить соответствие российской системы образования европейским стандартам», - говорит ученый секретарь совета ректоров вузов Самарской области Сергей Трибунский. «С первого сентября 2011 года все российские вузы, имеющие государственную аккредитацию, начнут обучать студентов по новым двухуровневым программам», - рассказывает проректор по учебной работе Самарской государственной областной академии Наяновой (СГОАН) Андрей Синицкий. Нововведения не коснутся лечебных факультетов медицинских вузов и, возможно, некоторых творческих специальностей.
В настоящее время программы подготовки бакалавров реализует подавляющее большинство вузов региона, где они готовятся по 23 направлениям, охватывающим семь областей образования. И практически в каждом государственном вузе Самарской области лицензированы программы подготовки магистров. В 2009-2010 учебном году контингент студентов, обучающихся в магистратурах, составлял около 900 человек, в 2010 году вузами Самарской области было выпущено более 300 специалистов со степенью «магистр».
Со школы — в новую систему
Сейчас в разных вузах нашей области обучение проходит по разным системам. Где-то уже работает схема «бакалавр-магистр», а где-то у абитуриента есть право выбора, пойдет он учиться по новой программе, либо по той, к которой привыкло большинство — степень «дипломированный специалист» со сроком обучения не менее пяти лет. Затем, кстати, также может продолжить учебу и получить звание магистра.
Как сообщают в министерстве образования Самарской области, прием в высшие учебные заведения, имеющие государственную аккредитацию, для обучения по программе бакалавриата осуществляется также, как и по старой программе: по заявлениям граждан, имеющих среднее (полное) общее или профессиональное образование, на основании результатов ЕГЭ. Что касается магистратуры, то нужно подавать заявление при наличии документов о высшем профессиональном образовании и пройти вступительные экзамены в вузе.
«По новой программе обучение будет проходить четыре года, после чего студент получит степень «бакалавр», - рассказывает доктор исторических наук, профессор, заведующий кафедрой СГОАН Сергей Занин. – Затем он может пойти учиться еще на два года, чтобы получить степень магистра».
Структурно бакалавриат – четырехгодичная программа, во многом те же предметы, но без узкоспециализированного блока дисциплин. «Это не значит, что бакалавр, как это часто говорят, «недоучившийся специалист», а магистр – «переучившийся», - поясняет Андрей Синицкий. - И бакалавр, и магистр — это самостоятельные уровни высшего образования. Другое отличие программы бакалавриата от привычных нам специалистов — отсутствие специализаций. Хотя ряд стандартов все же предполагают начальную специализацию».
Кстати, желающих заниматься наукой в аспирантуру с дипломом бакалавра не возьмут. Для этого необходима будет степень магистра. «Магистерские программы серьезно отличаются от бакалаврских, - продолжает Синицкий. - Они предполагают ориентацию на научную работу в одной из узкоспециализированных областей. Магистерская программа включает изучение спецдисциплин, авторских курсов, а также проведение самостоятельной научной работы. Итоговая аттестация предполагает в обязательном порядке защиту магистерской квалификационной работы, которая по структуре и объему уже напоминает кандидатскую диссертацию. Выпускник с дипломом магистра может продолжить обучение в аспирантуре».
Различия условий на рынке труда для выпускников-бакалавров и магистров тоже будут. Так, законодательными поправками определен ряд профессий, квалификационные характеристики которых включают в себя обязательное наличие степени магистра. В остальных случаях предполагается, что бакалавр, подготовленный по новым стандартам, не менее компетентен, чем привычный пока еще специалист.
Положительные стороны
«Задачи, решаемые двухуровневой системой, в основном отражены в тексте Болонской конвенции, в соответствии с которой проводится реформа, - говорит проректор по учебной работе СГОАН. - Это, прежде всего, совместимость и идентичность программ в пределах европейского образовательного пространства. Это облегчение технических трудностей, связанных с взаимным признанием профессионального образования, повышением академической мобильности студентов. Подчеркну — технических, поскольку сам вопрос признания всегда оставался и остается прерогативой законодателей».
Бакалаврам, желающим поступить в иностранный вуз на магистра, будет проще. Также новая система упрощает процедуры перехода из одного вуза в другой. И с одной образовательной программы - на другую.
«Дело в том, что для измерения академической трудоемкости теперь используется зачетная единица, а не академический час, как раньше, - объясняет Андрей Синицкий. - По старым стандартам вузы могли самостоятельно устанавливать объем часов, отводимых на изучение отдельных дисциплин. При различии в трудоемкости дисциплины более чем на 10% студент при переходе на другую специальность или в другой вуз должен был досдать или пересдать появившуюся «из ниоткуда» академическую задолженность». А теперь новая единица измерения должна избавить студентов разных вузов от отличий в трудоемкости дисциплин, мешающих взаимному перезачету.
Для учебных заведений же открывается больше свободы в формировании собственных образовательных программ, направлений проводимых научных исследований и особенностей регионального рынка труда.
Новая ступень
«Для студентов это, в первую очередь, следующая ступень к аспирантуре и повышение квалификации, - говорит секретарь совета ректоров вузов Самарской области. – Для работодателей плюс в том, что специалист углубленно сможет изучить специфику именно их работы».
Как, например, случилось у Андрея Персилова. Молодой человек, работая в юридической области и имея высшее образование специалиста, сразу решил, что магистратура ему просто необходима. «Я получил степень магистра в прошлом году и за это время почувствовал на себе все ее плюсы, - рассказывает Андрей. – Шел я целенаправленно, для самообразования и повышения квалификации, зная, что в магистратуре поставлен акцент на практических вопросах. И приобрел именно ту практику, которой мне не хватало».
Надо доработать
Конечно, плюсы новой программы очевидны, но и остается еще много вопросов. «Например, разграничения в трудоустройстве и оценке знаний между специалистом, имеющим среднее профессиональное образование, и бакалавром», - говорит Сергей Трибунский. Мало кто до сих пор понимает отличия бакалавриата, специалитета и магистратуры. «Бывшие студенты не один раз мне рассказывали, что при приеме на работу работодатель не заглядывал в дипломы бакалавров и магистров, - продолжает Трибунский. - В большей степени его интересовал диплом специалиста». Соглашается с этим и Андрей Персилов. «Мне пришлось убеждать своего работодателя, что обучение в магистратуре необходимо не только для меня, но и для него, - говорит молодой человек. – И сейчас, глядя на результаты, руководство оценило все плюсы моего допобразования».
Существуют недоработки при поступлении в магистратуру. Рассчитано, что поступать на узкую углубленную специализацию студент будет по направлению базового, высшего образования. Но закон не запрещает поступать на магистра любой другой области. «Например, студент со степенью бакалавра в гуманитарной науке может затем поступить на магистра в направлении экономических наук, говорит Сергей Занин. – И получается, что студент, пришедший из другой области и не знающий начальную базу, слушает лекции, не понимая их».
Есть сейчас и проблема доступности образования по программе магистра. Рассчитывать на бюджетные места при поступлении в магистратуру могут лишь студенты со степенью бакалавра, да и то на конкурсной основе. Студенты же со специалитета могут поступить на магистра лишь на платной основе. И обучение на эту степень им выйдет дороже, чем получение второго высшего образования.
Что касается вузов, новая система требует наличие квалифицированного профессорско-преподавательского состава, необходимого современного оборудования, материально-технической базы, учебной и учебно-методической литературы. Правда, проректор по учебной работе СГОАН успокаивает, утверждая, что большинство вузов Самары имеют и базу, и персонал, поэтому магистерские программы будут представлены не в меньшем объеме, чем программы специалитета.