Москва, Чехов, Раменское, Пушкино, Воскресенск, Серпухов, Орехово-Зуево, Волгоград, Самара... Что это было и чем отзовется? Ответы ищем с доцентом ПГСГА, психологом Светланой Ихсановой.
- Когда рассуждают о том, что произошло 11, 15 и 18 декабря, вспоминают 99-й. Но куда больше политических аналогий меня пугает количество подростков в этой площадной стихии.
Я не верю, что в наше время могут происходить столь массовые события и не иметь при этом санкции. Но даже если допустить, что выступления стихийны, то как тогда объяснить информационную поддержку, которую они имеют? У московских выступлений есть непосредственный повод, а провинциальные - это отклик на московские.
- Все просто: Интернет, где мы все периодически зависаем, а подростки и вовсе живут.
- Да вот мне кажется, что социальные сети нельзя рассматривать как вещь в себе. Любая социальная сеть - это система управления. За любой - чей-то мотив, и всегда есть тот, кто первым нажимает на кнопку, запускающую цепную реакцию.
- На кнопку можно нажать и «не приходя в сознание».
- Но если мы все-таки имеем дело с сознательным импульсом в социальную сеть, то запущен он очень грамотно, потому что именно подростки наиболее подвержены эмоциональному воздействию с негативной окраской. Они не настолько самостоятельны, чтобы принять взвешенное решение. Но они как раз ровно настолько самостоятельны, чтобы вскочить и побежать туда, куда их зовут. Потому события такого рода только таким способом и осуществляются. Всегда через публику, которая не в состоянии совершать индивидуальный анализ, подвержена заражениям и очень чувствительна к толпе. И поэтому как бы нас ни старались убедить, что это стихия, сомнения остаются. И остаются они еще и потому, что деяний, подобных тому, что спровоцировало события на Манежной, можно вспомнить немало. И людей у нас убивали, и убийц отпускали, но такого «разгула стихии» я что-то не помню.
- Эта точка зрения мне понятна, потому как и в моем воспаленном мозгу иных ассоциаций выложенное в Нете видео не породило. Но вот публицист Радзиховский считает, что декабрьские события коррелируется не с чем другим, как с ростом числа мигрантов. И ровно по тем же причинам они происходят в Европе.
- Если постараться и стряхнуть с себя вот эту паранойю (а мы все во власти теории заговора), то скорее всего придется согласиться и с Радзиховским. Когда группа не принимаемых в каком-то этносе превышает критическую массу, то это начинает вызывать уже открытое раздражение, и здесь действительно искры довольно, чтоб завязалась драка и появилось оружие.
- Вопрос - в чем корни неприятия?
- Искать биологические механизмы расовой ненависти - неблагодарный труд. Их нет. Ну вот у этого - «понаехали» разве расовая природа? Борьба за ресурсы! И тут то же самое. Даже если коренной москвич или самарец и не станет выполнять работу, которую таджики берутся делать за копейки, он все равно будет считать, что «понаехавшие» едят его хлеб. Но и объяснение Радзиховского не последнее. У социальных вспышек, в которых участвует молодежь, есть еще и оттенок разрядки всего массива проблем, которые на молодежь обрушиваются.
- А если одним словом?
- Неопределенность. Завтрашний день, финансовое положение — все зыбко. А тут еще чисто возрастные особенности...
- Пубертатный кризис, в котором, как я помню, все раздражает и все провоцирует.
- Все неустойчиво, все зыбко, все раздражает, и - копится агрессия. А враг - это всегда очень определенно. Он всегда не такой, как ты, и разрядить на нем эту свою агрессию проще простого. Но, боюсь, именно поэтому вот эти вот столкновения на национальной почве и становятся для Западной Европы типичными. «Пусть лучше так, чем они задумаются и найдут истинных виновников неопределенности». Вот в чем элемент санкционирования! И я думаю, что и мы не стали в этом смысле исключением. Это же известная закономерность: мелкие конфликты (а это несмотря на жертвы, мелкий в государственном масштабе конфликт) - прививка против крупных. Закономерность тут абсолютно жесткая: чем больше мелких вспышек, тем меньше вероятность, что будет крупная с серьезными движениями и серьезными намерениями. Это такое выпускание пара, которое к тому же индульгирует закручивание гаек.
- Да оттого и впадаешь в паранойю, что такие схемы в истории применялись. Как и схемы с созданием всяческих «големов», которые после исполнения своей «миссии» не распадаются обратно в прах, а начинают крушить все по собственному усмотрению.
- И это, конечно же, приходит в голову, когда думаешь о таких выступлениях. Надежды на то, что радикальная группировка, созданная сверху, будет управляемой, не оправдываются никогда. Поскольку и эти группы состоят из живых людей с их, как говорили в 19 веке, живыми волями. Так что и «вырвавшийся из бутылки джинн» тоже вполне вероятная версия в данном случае. Тем более что, как это ни страшно говорить, но «выгоды» ( в психологии их называют условными, потому что есть жертвы), они очевидны: выпустить пар, чтоб не лопнул котел; переориентировать агрессию, чтоб она по тебе не ударила...
- А Интернет весьма облегчает реализацию этих манипулятивных механизмов.
- И это тоже урок. Знаешь, в чем заключается один из «ужасов нашего городка»? Он в том, что мы, как бы ни старались, никогда не узнаем наверняка - были ли эти выступления стихийными или поставлены кем-то. Сегодня в самом факте события часто сомневаешься: имело место или наведено. И связано это с тем, что общество живет не в реальности, а в потоке информации. При этом мы все поклонники Интернета. Он же такие возможности для развития дает! А поиск своих! Ты можешь быть вообще ни на кого не похож, но еще одного такого же на этой планете посредством Интернета найдешь. И в этом своем благодушии мы забываем, что как и у любой сложной системы, у Всемирной паутины есть оборотная сторона. Мы же не бываем на фашистских сайтах. Нам неинтересно. А они же есть! Так что декабрьские события - еще и повод оценить собственное благодушие на предмет виртуальной реальности. Понять, что она может играть и самую зловещую роль. И в первую очередь потому, что проблемы, которые встают перед людьми в одном городе, мгновенно становятся проблемами государства, проблемами общеевропейского и цивилизационного масштаба. Ввязываются все! И ответственность ложится сразу на всех. И следует из этого, пардон за пафос, одно — чистота души и чистота намерений. И если ты все-таки написала в Интернете: «Ату его!», то уж будь уверена, что где-то кто-то ату его точно. Шри Ауробиндо, мой любимый философ индийский, один из немногих учителей духовных, который пришел к выводу, что спастись можно только всем сразу. Это стало для него причиной отчаяния, поскольку открылось накануне вот этих страшных войн 20 века. Но сегодня, мне кажется, эта мысль еще более актуальна. И если люди не осознают, что поодиночке уже не спасешься, то трагические события, рожденные виртуальной реальностью, будут повторяться и повторяться, пока ...
- ...не cтолкнут всю нашу кучу в тартарары...
- ...либо не заставят «всей кучей» переключиться на другую парадигму мышления. Парадигму ответственности.