Законопроект «Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда пассажирам» обещает стать тем документом, который наконец-то оценит человеческое здоровье не «за грош». С его принятием на выплату в 2 миллиона смогут рассчитывать уже не только те, кто летает на самолете.
Страхуют везде
Идея законодательно закрепить ответственность перевозчиков перед пассажирами не нова. Первые такие попытки предпринимались еще 10 лет назад. А шесть лет назад законопроект даже вносили на рассмотрение в Госдуму, но настоящая работа над ним началась только в 2008 году, когда за него взялся Минтранс. Давно, казалось бы, пора ввести такой обязательный вид страхования: соответствующее законодательство действует во многих странах мира, в том числе у транспортных партнеров России по СНГ (Казахстан, Беларусь, Молдова). Но на стадии разработки проект вызывал слишком много вопросов. Сейчас, похоже, его создатели сумели найти некий компромисс между желаниями страховщиков, потребностями транспортников и чаяниями пассажиров. В первом чтении Госдума его рассмотрела еще в ноябре, осталось внести последние изменения.
«Мы надеемся, что этот документ не будет иметь такую сложную судьбу, как другие законы об обязательном страховании, — говорит заместитель начальника управления корпоративного обслуживания компании «Ингосстрах» Сергей Закройщиков. — Очень важно, что законопроект принципиально меняет отношение к пассажирам: с его принятием на всех видах пассажирского транспорта пассажир может рассчитывать на страховое возмещение в пределах 2-х миллионов рублей. В настоящее время такую компенсацию выплачивают лишь пострадавшим на воздушном транспорте, это страхование предусмотрено Воздушным кодексом».
Как только законопроект одобрят, и он вступит в силу, ответственность будет распространяться на перевозчиков всеми видами транспорта — городского, пригородного, междугородного, морского и речного. Единственной обязанностью пассажира, который может рассчитывать на адекватную страховую защиту, будет лишь покупка билета, то есть палата за скорость и сервис. Введение этого вида страхования будет способствовать и повышению безопасности на дорогах, поскольку перевозчики будут материально мотивированы на уменьшение страховых случаев.
В список видов транспорта включены все, кто работает на основании транспортного устава, кодекса либо имеет определенный допуск. Собственного устава нет только у метрополитена, а пассажиром считается любой человек, который пересек турникет. Тем не менее, ответственность перед пассажиром «подземка» тоже будет нести. А вот частные такси под действие закона не попадут, их пассажиры по-прежнему будут защищены только по линии ОСАГО.
«Предполагается, что размер страховой выплаты даже при минимальной страховой сумме будет достаточным для поддержания уровня жизни семьи пассажира в течение 4-10 лет в случае его гибели или получения качественных медицинских услуг и услуг по реабилитации в случае частичного повреждения здоровья, — поясняет начальник отдела страхования грузов СК «РОСНО» Дарья Туркина. — В законопроекте конкретизирован процесс предъявления претензии и порядок определения размеров ущерба, установлен конкретный перечень документов, необходимых для выплаты. Срок выплаты страхового возмещения жестко определен и составляет 30 календарных дней со дня получения страховщиком всех документов, которые ему должны быть предоставлены».
По образу ОСАГО
Одним из правоустанавливающих документов станут типовые правила страхования — по подобию правил ОСАГО, работающих помимо собственно закона. Там-то и будут учтены специфические особенности каждого вида транспорта. Однако на стоимость проезда, успокаивают эксперты, выработанные тарифы не должны повлиять. «В отличие от многих других законопроектов по страхованию, здесь вначале все посчитали, — рассказывает Сергей Закройщиков. — Эти расчеты проводили профессиональные актуарии, которые исходили из информации, предоставленной им министерством транспорта: аварийность, объемы транспортных средств, объемы перевозок. За год в стране перевозят около 20 млрд пассажиров, большую часть — автобусами, троллейбусами, трамваями и маршрутными такси. Для них покупка страховки составит доли процента, поэтому вряд ли повлияет на стоимость, тем более на фоне инфляции. Скорее всего, будет предусмотрено право устанавливать верхнюю и нижнюю планку тарифов».
Уже сейчас в отдельных регионах, например в Подмосковье, ведется добровольное страхование ответственности перевозчиков. Где-то они сами приобретают полисы, где-то такое требование устанавливают муниципалитеты, разыгрывая маршруты на конкурсах. И механизм вполне успешно действует. Другое дело, что размер сумм остается под вопросом. Существующее личное страхование, а это прописанные, скажем, в железнодорожном билете 50 руб. страхового взноса (на поезд Москва-Самара), покрывается мизерной суммой — в 12 тыс. рублей, то есть 120 МРОТ (в данном случае МРОТ — это коэффициент для начисления штрафов, расчета тарифов и т.п., и равен он 100 рублям). В 1994 году, когда оговаривалась эта компенсация, такие деньги еще что-то стоили, по нынешним меркам они просто смешны.
Сегодня по обязательному личному страхованию в год собирается около 800 млн рублей, а выплачивается примерно 1,5% этой суммы. Как только страхование ответственности перевозчиков станет обязательным, объемы рынка могут вырасти в среднем до 6, а максимум — до 11 млрд. Но главное — стать реальной защитой для людей, для которых сейчас получить компенсацию просто нереально. Травмы, полученные в транспорте, чаще всего не покрываются, эти случаи трудно доказать и «стрясти» что-либо с водителя. Кстати, о доказательствах: если даже вам не дали в маршрутке билет, основной документ, вы всегда можете рассчитывать на свидетельские показания. В крайнем случае, если не дай бог произойдет серьезная авария, имена пострадавших зафиксируют ГИБДД и милиция. И родственники смогут получить компенсацию. А перевозчики, со своей стороны, изначально будут обязаны информировать пассажиров о страховщике и условиях страхования. И не так, как сегодня делается на железной дороге, когда вам продают билет с уже включенной в стоимость страховкой. Ведь перевозчик должен хотя бы спросить, нужна ли она вам. Человек зачастую не знает ни страховую сумму, ни перечень рисков. Вот такая, мягко говоря, некорректная услуга.
Что ж, осталось дождаться окончательного принятия закона, чтобы мы, пассажиры, были уверены в своей страховой защите. Пока же требуется учесть весь тот колоссальный опыт, который был накоплен в ходе реализации закона по ОСАГО.
«Законопроект предусматривает создание профессионального объединения страховщиков, аналогичного РСА, с целью гарантирования получения гражданами возмещения независимо от финансового благополучия конкретного страховщика, — говорит Дарья Туркина. — Также закон предусматривает создание страховщиками-членами ассоциации компенсационного фонда, предназначенного для осуществления таких выплат».
Несомненно, считает эксперт, необходимы механизмы отбора и контроля за деятельностью страховщиков, участвующих в программе обязательного страхования, в противном случае ответственным, надежным участникам рынка придется из общих средств возмещать убытки, как это сейчас происходит в системе ОСАГО.
Дарья Туркина, начальник отдела страхования грузов ОАО СК «РОСНО»:
— Внедрение этого вида является разумной необходимостью и обосновано потребностью в адекватной компенсации вреда, который может быть причинен пассажиру в процессе перевозки. С этой точки зрения, наибольший интерес он представляет для самих пассажиров и тех предприятий транспортной сферы, которые оказывают услуги по перевозке. Как показал опыт внедрения ОСАГО, наибольшую проблему для внедрения и успешной реализации проекта представляет опасность участия в нем неблагонадежных компаний, не готовых отвечать по взятым на себя обязательствам.
Сергей Закройщиков, заместитель начальника управления корпоративного обслуживания компании ОСАО «Ингосстрах»:
— Одна из основополагающих идей законопроекта — пассажир должен быть защищен, то есть в любом случае он может рассчитывать на компенсацию. Крупный перевозчик, как правило, может возместить убытки пассажирам сам. Но мы имеем дело и с частным предпринимателем, у которого ничего, кроме нескольких «Газелей», нет. Тем не менее, полис ему обойдется не так дорого. Ему достаточно будет отработать один день, чтобы купить страховку, так же как полис ОСАГО. И это не будет для него запредельной нагрузкой.
Aвтор: Елена Андреева