Согласно новому закону, пациент может самостоятельно выбирать страховую компанию, лечебное учреждение и врача. Как это сделать, куда обращаться в случае некачественной помощи и как с наплывом клиентов будут справляться поликлиники, говорили 24 февраля на круглом столе.
Как рассказала замглавврача по детству городской поликлиники №4 Вера Дорохова, подойти к выбору пациенты смогут вполне осознанно – поликлиники обязаны размещать на своих сайтах полную информацию о видах услуг. Но прикрепляясь к поликлинике, расположенной в другом районе, нужно здраво оценить свои возможности. Если молодые люди, которым нужны в основном профилактические осмотры, могут не волноваться, то пожилые и инвалиды должны учитывать, что получить экстренную помощь будет затруднительно. Вероятнее всего, вызов будет передаваться в поликлинику по месту жительства, и к больному придет тот врач, которого он пытался поменять. А тем, кто получает льготные лекарства, придется ежемесячно ездить в новую поликлинику.
Чтобы зарегистрироваться в другом лечебном учреждении, нужно подать заявление на имя руководителя и обсудить с ним, каким образом при необходимости будет оказана экстренная помощь. Главврач спрашивает выбранного терапевта, готов ли он принять на свой участок еще одного пациента. Теоретически врач может отказаться в двух случаях – если пациент не выполняет его рекомендации или не соблюдает внутренний распорядок медучреждения.
Надо помнить и о том, что существуют нормы – врач может обслуживать определенное количество пациентов. И здесь поликлиники оказываются между молотом и наковальней – с одной стороны, денег на доплаты врачам с большим количеством пациентов нет, а с другой – за отказ принять человека лечебным учреждениям грозит штраф.
Получается, что расширение прав пациента ограничивает возможности врачей. Но, по мнению президента ассоциации врачей Самарской области Лидии Бальзамовой, делать выводы пока рано. Закон только вступил в силу, и некоторые механизмы еще не определены – нужно принимать дополнительные подзаконные акты.