1 апреля в школах начинается прием будущих первоклашек. Чиновники уверяют: ребенок вовсе не обязан уметь читать, писать и считать, чтобы стать первоклассником. А всех детей, проживающих на территории, закрепленной за общеобразовательной школой, обязаны в нее принять. Но в действительности же все оказывается не так просто.
Прием по правилам
В этом году впервые порог самарских школ переступят ориентировочно 11,5-12 тысяч детей от 6,5 до 8 лет. «За каждым учебным заведением закреплена определенная территория. Проживающих там детей в обязательном порядке должны принять в первые классы, даже если родители принесут документы в самый последний день, 31 августа, - поясняет руководитель департамента образования Самары Надежда Колесникова. - Если у родителей есть желание, чтобы их ребенок учился в какой-либо другой школе, они должны знать, что его примут лишь при наличии свободных мест. При большом количестве заявлений в таких случаях преимущество у тех, кто подал их в числе первых».
Она поясняет, что ребенок вовсе не обязан уметь читать, писать и считать. Этому его должны научить в школе. При приеме детей проведение так называемого тестирования незаконно. Посещать подготовительные курсы для поступления в школу также необязательно. Это ни в коем случае не должно отразиться на приеме детей. По утверждению Колесниковой, недопустимо требовать вступительные денежные взносы с родителей. Они могут быть сделаны только в добровольном порядке со стороны пап и мам и по безналичному расчету.
При наличии оснований отказа родитель вправе получить объяснения с указанием причин, в том числе в письменной форме. Любое заявление родителей с жалобой или претензией на руководство школы будет рассмотрено департаментом образования самым тщательным образом, уверяет госпожа Колесникова.
На личном опыте
Чтобы понять, насколько должное совпадает с действительным и на каких условиях самарские школы готовы принять первоклассников, мы, представляясь родителем будущего первоклассника, обзвонили школы Самары. Почти во всех действуют подготовительные курсы. В большинстве школ не обязуют их посещать, но везде спрашивают, какую именно подготовительную школу прошел ребенок. «Если ваш ребенок где-то занимается, и вы считаете, что он подготовлен к школе, то занятия у нас на курсах не обязательны», - пояснили в школе №66. «Нужен опыт учебной деятельности не менее года, иначе у ребенка будут большие проблемы, - заявил представитель школы №6. - Надо не дома с репетитором заниматься, а нарабатывать навыки работы в коллективе. И лучше готовиться при школе, куда собираетесь поступать».
Во многих школах по телефону ничего не комментируют, говорят: «Приходите с ребенком, посмотрим, посоветуем». В школе №132 рассказали, что перед приемом детей в первый класс обычно создается комиссия из учителей, психолога и логопеда. На ребенка смотрят, задают элементарные вопросы, чтобы дать советы родителям, в том числе по поводу того, своевременно ли отдавать ребенка в школу и как психологически подготовить его к предстоящим нагрузкам.
Сами родители считают, что попасть в «школу мечты» совсем не просто. «В прошлом году нас не приняли в несколько считающихся «элитными» школ Самары, - рассказывает Ольга Воробьева, - то прописка якобы не та, то подготовительные курсы не при той школе прошли. А в одном учебном заведении нам сначала сказали, что одного года подготовительных курсов не достаточно, а потом добавили, что и мест уже нет. Зато в обычную школу взяли со словами благодарности». Несколько родительниц поделились, что для устройства ребенка в престижную школу им предложили конечно же на добровольной основе сделать благотворительный взнос - от 80 до 150 тысяч рублей.
В некоторые школы сложно попасть из-за чрезмерного количества желающих. «В гимназию №1 уже который год, чтобы подать заявление, очередь занимают ночью. Мы сами спали в машине, чтобы попасть наверняка, - рассказывает Маргарита Кузнецова. - Но, увы, несмотря на отличную подготовку ребенка, места нам не хватило. И такой ажиотаж, наверняка, будет и в этом году».
Хотим как лучше
С 1 сентября во всех первых классах общеобразовательных школ будут введены государственные образовательные стандарты нового поколения.
К сожалению, большая часть учебных заведений к этой обязательной процедуре не готова. И формально у проверяющих организаций есть возможность в любой момент прервать образовательный процесс. Поэтому, полагает депутат Самарской городской думы Анатолий Гриднев, запись первоклассников может в этом году быть осложнена: родители знают об этом и заранее присматривают более подготовленные к ФГОС школы. В результате в одних учебных заведениях может быть недобор, в других — перебор первоклашек.
Добавим, что с 1 сентября 2011 года для первоклассников отменяются домашние задания, им не надо таскать тяжеленные ранцы. Это регламентировано новыми СанПиН, принятыми Роспотребнадзором. Эти нормы также предусматривают, что школы должны иметь по два набора учебников для уроков и для занятий дома.
Главное — личность учителя
Специалисты в области детской психологии отмечают, что элитная школа - не значит лучшая. По словам старшего преподавателя кафедры психологии развития СамГУ Елены Зоткиной, очень часто педагоги дорогих учебных заведений идут по пути наименьшей конфронтации. Например, если родители не хотят вникать в проблемы ребенка, то учитель им и не будет о них говорить. Главное - чтобы деньги вовремя платили. Из-за этого у некоторых учеников возникают проблемы в эмоциально-волевой сфере. Ребенок привыкает, что выполняются все его желания. И перестает к чему-то стремиться.
Вообще, по словам Елены Зоткиной, при выборе школы необходимо руководствоваться двумя моментами: особенностями ребенка и личностью педагога, который будет с ним работать в начальных классах. Выяснить, по какой программе будущему первокласснику будет проще учиться, а также узнать о его особенностях, можно, обратившись к психологу. «Особое внимание нужно обратить на выбор учителя, - считает Елена Зоткина. - Ведь ребенку в этом возрасте важно ориентироваться на личность взрослого. В идеале нужно заранее познакомиться с педагогом, узнать о том, как он строит свою работу, рассказать ему о ребенке. Здесь очень много тонкостей. Например, с гиперактивными детьми лучше работают учителя среднего возраста. А молодым и пожилым с ними тяжелее. Подобные моменты лучше обсуждать индивидуально».
Анатолий Гриднев, руководитель комитета образования Самарской городской думы:
- К сожалению, сейчас процесс расслоения школ продолжается. Лишь небольшая часть способна удовлетворить новым требованиям. А подушевое нормативное финансирование, принятое сейчас, на грань выживания ставит школы, где учатся не более 500 детей. Соответственно, и условия обучения в таких школах хуже. В одних учащихся обучают с помощью современных технологий, в других — используя грифельную доску и мел. Понятно, ответственные родители поведут детей туда, где им будет лучше учиться. Поэтому и ажиотаж такой.
Надежда Колесникова, руководитель департамента образования Самары:
- К сожалению, сейчас муниципалитет не в состоянии создать для всех учащихся одинаковые комфортные условия обучения. Если родители заинтересованы в повышении уровня комфортности в классе, школе для своих детей, соответствующем современным нормам, они могут сделать пожертвования, которые могут быть только на добровольной основе и в безналичной форме. Какие-либо другие варианты исключены. Если родителей будут понуждать делать взносы, они вправе обратиться в департамент образования или в прокуратуру.
Ирина Кислица, жительница Самары:
- Выбирая школу, я в первую очередь обращала внимание на личность педагога. Очень важно, чтобы он любил детей и свою профессию, стремился уделить внимание каждому ребенку. Знакомые порекомендовали мне двух учителей. Я познакомилась с каждым из них, пообщалась. Для меня было важным и то, как дочка их воспримет. Ей понравился больше один из учителей. К нему она и пошла в первый класс.