Детский юмор
«Я по жизни скучная зануда, из тех, кто шутки понимает, над ними смеётся, но сам шутить не умеет. Анекдоты я не запоминаю и периодически страдаю от косноязычия. Как мне научить шутить моего сына? Пока что он заливисто смеётся только над мультиком про Тома и Джерри, а сам шутит довольно невпопад. Да и в школе над ним все подшучивают, а ответить он ничего не может», – говорит жительница Самары Дарья Киряева. С какими только запросами не приходят родители к психологу, смеется профессор, заведующая кафедрой возрастной психологии ПГСА Елена Савицкая. Дети не рождаются с чувством юмора, и 1 апреля – хороший повод вспомнить о том, что шутки бывают добрые, злые, смешные и не очень, а разговор о юморе – это серьезный разговор, уверен психолог.
Умение посмеяться над собой и с юмором относиться к жизни – очень ценное в жизни качество. Чувство юмора является одним из главных показателей психического здоровья. Смеяться полезно для здоровья, уверены и самарские врачи. «Здоровье – это красивое восприятие мира. Нужно развивать это в ребенке, показывать на собственном примере, как нужно шутить, ведь ребенок идет за взрослым. Юмор – это интеллектуальная деятельность, шутить могут далеко не все, зависит от уровня интеллектуального развития. Ребенок должен больше смотреть на прекрасное, сказки – это самое лучшее для детей», – говорит заведующая кафедрой общей и специальной психологии СамГМУ, доктор медицинских наук, профессор Ольга Ковшова.
Что же такое чувство юмора? В обычном словоупотреблении – это способность подмечать в явлениях комические, парадоксальные стороны и эмоционально откликаться на них. Чувство юмора неразрывно связано с умением обнаруживать противоречия, замечать и утрировать противоположность положительных и отрицательных черт в каком-то человеке, явлении. Судить о наличии или отсутствии чувства юмора можно по тому, как ребенок понимает шутки, анекдоты, шаржи, карикатуры, улавливает ли комизм ситуации, способен ли смеяться не только над другими, но и тогда, когда сам становится объектом шутки. А вот недостаточная выраженность чувства юмора свидетельствуют как о сниженном уровне эмоциональном, так и о недостаточном развитии интеллектуальном, считают некоторые эксперты.
В мире детства существуют свои истории, мифы и предания, передающиеся из уст в уста каждому новому поколению малышей. И одна из важных составляющих детского фольклора – анекдоты, шутки, смешные стишки. Присмотритесь, над чем смеется ваш ребенок. Такие наблюдения позволят судить не только о его чувстве юмора, но и о развитии его мышления, и даже о его психологических проблемах.
Но можно ли развить чувство юмора у своего ребенка? Можно и нужно воспитывать чувство юмора у детей, считает психолог Елена Савицкая: «Есть очень важное понятие социализации, это адаптация к существующим условиям. Ребенок – это существо социальное, но еще не социализированное. Первый шаг на пути социализации – это комплекс оживления, по норме он возникает в 1-3 месяца после рождения. Если комплекса оживления нет, это уже нарушение психического развития».
Комплекс оживления проявляется в виде эмоционально-двигательной положительной реакции, «гулением», «улыбкой», а ведь даже в утробе матери у ребенка уже наблюдается «биологическая» улыбка. А в три месяца улыбка уже связана с появлением знакомого лица, это уже социальная реакция в чистом виде.
«По счету у ребенка сначала появляется такая эмоция, как страх, потом гнев, а потом уже радость и смех. Он не рождается с умением смеяться, сначала это смех за компанию. Старший ребенок засмеется – и младший тоже. Чем больше ребенок взрослеет, тем более социализированным он становится, это напрямую связано и с развитием речевой деятельности, и мышления», – рассказывает Елена Савицкая. Юмор, интеллект и речь – это взаимосвязанные понятия. Сначала ребенок учится понимать смешное, в определенном возрасте начинает смеяться над нелепостями. Его мышление еще конкретно. Дети в таком возрасте смеются над конкретными шутками: «Зачем в бане лыжи?», в детских сообществах он слышит детские анекдоты. Ребенок потом рассказывает анекдоты родителям, а самым веселым моментом для родителей является то, что дитя еще и объясняет, почему нужно смеяться. Например, ребенок рассказывает такой анекдот: «В лесу лев собрал всех зверей и сказал поделиться на две группы. Налево встать всем красивым, а направо всем умным. Ну худо-бедно звери все разделились, а обезьяна так стоит посередине и говорит: "Да что ж мне, пополам разорваться?"». И ребенок начинает объяснять, почему обезьяна не может выбрать, а родители уже просто умирают от смеха. И чем больше развивается мышление ребенка, тем больше развивается и умение пошутить.
«Как правило, умные люди обладают чувством юмора. Но в обратную сторону эта зависимость не работает. Безусловно, высоко развитое чувство юмора говорит о социальном интеллекте, человек умеет увидеть парадоксальность ситуации. Можно разделить людей на тех, кто шутки понимает, но сами шутить не умеет, и тех, кто и сам понимает, и пошутить умеет», – считает психолог Елена Савицкая. Поэтому нужно уделять время обучению и развитию чувства юмора, воспитывать его у ребенка. «Юмор во многих сложных ситуациях позволяет прийти в себя, разрядить обстановку, человеку становится легче, говорит Елена Савицкая: «Умение шутить над собой чаще развито у доброжелательных людей. Ребенок должен уметь понимать разницу между смешным и насмешкой. Например, очки детям часто кажутся нелепостью. Школьник должен понимать, что есть добрая шутка, и есть шутка, которая унижает человека. Поэтому школьный психолог должен тоже уделять время развитию чувства юмора у детей. Я, например, часто рассказываю анекдоты на лекциях».
Чувство юмора играет важную роль в семейных взаимоотношениях, считает психолог-консультант Самарского областного центра медицинской профилактики Алиса Эрлих: «Чувство юмора – важный критерий успеха в жизни и сохранения здоровых взаимоотношений. Именно такая реакция на стресс, а не агрессия или вина, считается самой эффективной стратегией. Известно, что дети учатся у взрослых с помощью подражания. Если ваш ребенок видит, как вместо криков и скандалов мама с папой шутят, тем самым преодолевая трудности, он усвоит этот механизм. Это поможет ребенку легче адаптироваться в школьном коллективе и избежать лишних проблем с учителями. Оптимизм и позитивный взгляд на жизнь – это залог душевного равновесия и здоровья. Острословие как у кавээнщиков вряд ли разовьешь у ребенка за один день, да и всем оно ни к чему, оставим для профессионалов. А вот переключение внимания с помощью чувства юмора на приятные объекты, трансформация неудачи в шутку снижает сверхзначимость ситуации и помогает с ней справиться. Так что шутите на здоровье!».
Как же развивать у ребенка чувство юмора? Юмор проще познавать с помощью сюжетных картин, например, знаменитых комиксов Херлуфа Бидструпа. Также нужно уделять время и юмору «на слух», и лингвистическому юмору, игре слов. Полезно ребенка правильно воспринимать юмор, научить видеть смешное, считают психологи.
Во-первых, хорошо шутить легче человеку начитанному и эрудированному, с хорошо развитой речью. Поэтому с ребенком нужно много читать, обязательно просить его пересказывать прочитанные рассказы или события из жизни. Во-вторых, нужно развивать у ребенка наблюдательность, внимание к деталям, а также память. Ничего страшного нет, если специально заучивать с ним какие-то анекдоты или смешные истории. Самое важное, что нужно учить ребенка находить в любых событиях что-то положительное, а иногда и комичное. Очень часто бывает, что по прошествии какого-то времени мы проблемы вспоминаем с улыбкой. Но если вовремя суметь найти что-то смешное в спорах и конфликтах, то их развитие можно предотвратить.
Для маленьких детей существует много полезных игр и упражнений на развитие чувства юмора, рассказывает психолог Алиса Эрлих: «Придумать смешную рифму к слову, нарисовать или изобразить с помощью игрушек целую смешную историю, слепить из пластилина смешного зверька, сочинить анекдот про свой страх, например, про Бабу-ягу. Таким образом, через шутку снижается напряжение, исчезает страх. Важно поощрять смешные высказывания у ребенка. Если он видит, что взрослые его внимательно слушают, поощряют активность, то будет шутить с удовольствием». Можно играть с ребенком в «крокодила»: попросить его изобразить персонажа из мультика, смешное животное, имитируя его повадки и шутки. Настольные игры с героями мультфильмов не только развивают память и внимание, но и чувство юмора.
А вот для подростков полезна популярная игра «Мафия», она не только позволяет научиться выбирать эффективную стратегию поведения, но и научиться реагировать на неожиданные ситуации с юмором. Подросткам можно давать задание сочинить смешную историю про себя, это помогает скорректировать самооценку. Большой популярностью пользуется такое упражнение, как визуализация чувства юмора, в том числе на бумаге. Школьные учителя могут дать задание коллективно сочинить смешную историю или сыграть мини спектакль. Такая групповая работа не только способствует сплочению коллектива, но и развивает чувство юмора всех участвующих.
«Работу по развитию чувства юмора должны вести и учителя, и родители. У меня есть проект, обучение родителей быть родителями. Одна из родительских задач в этой программе – как раз сформировать у ребенка чувство юмора. Если родители сами не уверены в своих силах и в своем чувстве юмора, помогут детские психологи. Я подчеркну высокую значимость этой проблемы, потому что не все родители осознают, что чувство юмора используется в целях психического выживания личности, оно помогает не потерять чувство реальности», – добавляет Елена Савицкая. И в качестве примера приводит одну старинную притчу. У жителей одного древнего города царь каждый день собирал дань. Однажды его слуги вернулись и рассказали, что жители плачут и отдают последние деньги, уверяя, что больше у них ничего нет. Царь сказал, что это неправда и опять оправил слуг в город. Те принесли еще денег от жителей. На следующий день царь опять послал за данью. Слуги вернулись и рассказали, что жители уверяют, что больше ничего у них ничего нет и смеются. Тогда царь сказал: «Теперь я верю, что у них ничего не осталось».