Процедура проведения стимулирующих лотерей в ближайшее время должна измениться. Депутаты Государственной Думы рассмотрели в первом чтении законопроект, который существенно ограничивает, например, розыгрыш призов в супермаркетах.
Между тем словосочетание «стимулирующая лотерея» последнее время ассоциируется в основном с прикрытием для запрещенных игровых клубов. Поэтому собирать информацию по теме я отправился в находящееся неподалеку от редакции здание, украшенное лампочками и плакатами с дорогими иномарками, но не имеющее вывески. За дверью меня встретил охранник, который первом делом уточнил мой возраст, а затем заявил: «Да, у нас стимулирующая лотерея. Проходи, вставляй деньги в купюроприемник и стимулируйся на здоровье». Внешне лотерейный аппарат напоминал обыкновенного «однорукого бандита». То и дело из разных концов темного зала раздавались демонические звуки, да и люди, замершие в одной позе и исступленно жмущие на кнопки, чем-то напоминали персонажей малобюджетного фильма ужасов. В полном соответствии с народной приметой мне, как новичку в деле проигрывания денег, повезло — выигрыш составил 100 рублей. Правда, сам аппарат мне ничего не выдал. «Наташ, сними 200 очков с одиннадцатого терминала», - крикнул в темноту охранник.
Помимо подобных сомнительных учреждений стимулирующие лотереи проводят и солидные сети. По данным компании «Русские стимулирующие лотереи», 17% таких акций проводятся в торговых сетях и центрах. Чаще всего при этом рекламируются пиво и другой алкоголь (26%), продукты питания (17%), косметические товары (6%) и сигареты (6%). Когда с экрана телевизора или уличного щита вам предлагают заглянуть под крышку газированного напитка и найти там изображение кружки, зажигалки или автомобиля — это тоже стимулирующая лотерея. Эти компании пострадают от ограничений, которые накладывает законопроект. Например, вместо того чтобы только уведомлять о проведении лотереи, теперь придется спрашивать разрешение. Да и сумма государственной пошлины увеличивается с 6 до 60 тысяч рублей. Также для того чтобы лотерея была законной, между покупателем и организатором должен заключаться договор — просто так обменять крышку от бутылки на приз в магазине будет невозможно. Увеличивается и время оформления заявки — не 20 дней, а несколько месяцев.
Проведением стимулирующей лотереи занимался и самарский футбольный клуб «Крылья Советов». Во время сезона 2010 года в перерывах между матчами среди обладателей абонементов разыгрывались автомобили «Лада-Калина». Однако теперь подобные акции не проводятся. «Лотереи мы проводили в прошлом году, этой зимой было принято решение отказаться от такой формы стимулирования — причем по инициативе АвтоВАЗа. Сейчас мы проводим розыгрыши призов, а не лотереи, и надеемся, что ужесточение законодательства их не коснется», - заявил заместитель коммерческого директора ПФК «Крылья Советов» Антон Тарасов.
«В настоящий момент наша компания проводит стимулирующую лотерею, и она проходит в полном соответствии с действующим законодательством. Если законопроект будет принят, то следующая акция будет проводиться в соответствии с ним», - рассказала менеджер по связям с общественностью ООО «Пивоваренная компания «Балтика» филиал «Балтика-Самара» Екатерина Селезнева.
По словам юриста Юрия Панина, принятие закона безусловно принесет некоторые неудобства коммерсантам. Но блага от нормативного акта будет больше: ужесточив контроль за легальными стимулирующими лотереями, государство продолжит борьбу и с игровыми клубами: «Проблема наличия подобных заведений вне игорных зон по-прежнему есть. А данный закон позволит разрешительным органам подумать и понять, насколько легальной будет эта лотерея и что является ее целью - привлечение покупателей или организация нелегального игрового заведения», - считает Юрий Панин.