В среду, 24 августа, в историческом центре Самары на перекрестке Ульяновской и Галактионовской в яму на проезжей части провалился КАМАЗ, груженый асфальтом. В этот же день на пересечении Пионерской и Алексея Толстого дорожное покрытие просело под «Ладой-Калиной». Двое суток назад на проспекте Ленина автомобиль «Хендай» попал в аналогичную ситуацию, водитель погиб. В мэрии заявили о срочном создании специальной экстренной комиссии, которая должна разобраться в причинах случившегося. Впрочем, эксперты уверены, что инциденты во многом произошли потому, что коммуникации под асфальтовым покрытием имеют очень высокую степень износа.
По сообщению МП «Самараводоконал», провалившийся под землю КАМАЗ повредил водопроводную линию. Диаметр повреждения составил 200 мм. Однако по словам руководителя департамента общественной безопасности мэрии Самары, Александра Ефремова, ситуация выглядела иначе.
«На пересечении улиц Ульяновской и Галактионовской произошло вымывание грунта в колодце, который принадлежит МП «Самараводоканал», – сообщил он на еженедельном совещании при главе города. В связи с этим КАМАЗ провалился в образовавшуюся яму».
Специалисты высказывают также еще одну версий причин ЧП – перегруз КАМАЗа. По информации сотрудников ГИБДД, вместо положенных 20 тонн самосвал перевозил 27,4 тон асфальта. В отношении водителя грузовика составили административный протокол. По мнению полицейских, перегруз мог послужить причиной повреждения дорожного полотна.
«Однозначно сказать, из-за чего возник провал асфальта пока нельзя – либо это авария на водоводе, либо перегруз спецтехники, – сказал заместитель руководителя департамента благоустройства и экологии Игорь Рудаков. – Но на мой взгляд, перегруз КАМАЗа может повредить только техническому состоянию транспортного средства, но не привести к провалу дорожного полотна».
Несколькими часами ранее в нескольких кварталах от места ЧП приблизительно в 11:55 под землю ушел автомобиль «Калина». Водитель припарковал легковушку на перекрестке улиц Пионерской и Алексея Толстого и отлучился по своим делам. Легковушка провалилась в яму на асфальте, глубиной 50-60 сантиметров, передними колесами. К счастью, машина не повреждена, пострадавших нет.
На данный момент оба автомобиля с дороги убрал эвакуатор.
Стоит отметить, что подобное происшествие за последний месяц уже не первое. В понедельник, 22 августа, днем на проспекте Ленина недалеко от ТЦ «Мелодия» под асфальт провалился автомобиль «Хендай». Иномарка ушла под воду практически полностью. Из ямы был виден только ее задний бампер. Водителя достали из салона очевидцы происшествия и передали медикам. 72-летний автомобилист скончался в карете скорой помощи. По словам сотрудников ГИБДД, предварительная версия провала иномарки под землю – авария на трубопроводе. Сейчас следственный комитет возбудил уголовное дело по факту ЧП по статье «Проведение работ и оказания услуг, не отвечающим требованиям безопасности образом».
Еще одно похожее ЧП случилось 11 августа на пересечении улиц Антонова-Овсеенко и Карбышева. Там под землю ушло маршрутное такси. Причина ЧП – утечка воды, из-за которой размыло грунт. К счастью, никто не пострадал.
Сейчас в городской администрации создана специальная комиссия по расследованию аварий с провалом автомобилей. Специалистам предстоит проверить состояние дорожного полотна. Особое внимание уделят тем участкам улиц, где проходят коммуникации.
По мнению экспертов, подобные аварии происходят из-за плохого технического состояния дорог и систем коммуникаций.
«Такие происшествия случались не только в Самаре, но и в других регионах страны, – говорит декан факультета автоматики и информационных технологий Самарского государственного технического университета, кандидат технических наук Николай Губанов. – Это происходит из-за того, что очень высок уровень износа подземных коммуникаций. Прорыв трубы крупного диаметра, если еще и вода подается под высоким напором, может привести к размыву грунта и разлому асфальта. В день, когда погиб мужчина на проспекте Ленина, в городе был сильный дождь. Из-за луж водитель, мог не увидеть большую яму, поэтому все закончилась так трагично. Чтобы подобных ситуаций не возникало, стоит в первую очередь привести в порядок подземные коммуникации».
По мнению депутата самарской городской думы Александра Гусева, привести в порядок городские сети водоснабжения можно, если найти инвесторов, которые будут вкладывать средства в реконструкцию и ремонт трубопроводов. «Считаю, что муниципальное предприятие «Самараводоканал» нужно акционировать и найти ему таких владельцев, которые были бы заинтересованы в финансовых вложениях в организацию».
С юридической точки зрения владельцы машин имеют право подать в суд на администрацию в случае их повреждения.
«В первую очередь автомобилист должен вызвать на место происшествия сотрудников ГИБДД или аварийных комиссаров, – советует председатель областной коллегии адвокатов Александр Паулов. – Водителю лучше всего сфотографировать повреждения. После чего отвезти машину оценщикам и обратиться в суд с иском к городской администрации. Родственники погибшего на проспекте Ленина мужчины могут также потребовать компенсацию морального вреда в рамках судебного разбирательства по факту ЧП».