Десятилетиями нерешаемый вопрос о запредельной изношенности подземных коммуникаций стал приносить горькие плоды. Власти города создали комиссию по выяснению причин провалов дорожного полотна.
Земля ушла из-под колес
В Самаре автомобили тонули в ямах и десять, и двадцать лет назад. Но на август этого года пришелся абсолютный максимум подобных ЧП, и дело даже дошло до смертельного исхода. Первой жертвой провалов асфальта стал 72-летний житель Самары Владимир Пшенин, который за рулем Hyundai возвращался от врача - и оказался в залитой водой яме. На проспекте Ленина машину ушла под воду на глубину около четырех метров.
Пшенина удалось вовремя вытащить из машины, но от перенесенного шока пожилой человек скончался в машине «скорой помощи». Следственные органы усмотрели причинно-следственную связь между гибелью водителя и провалом дорожного полотна и возбудили по этому факту уголовное дело.
Буквально через день на улице Пионерской провалился асфальт под передним колесом «Лады-Калины», и одновременно на улице Ульяновской в аналогичную ситуацию попал водитель груженого КамАЗа. Задний мост самосвала, перевозившего около 12 кубометров асфальтовой крошки, оказался в проломе дорожного покрытия. Яма вскоре наполнилась ржавой водой, а на соседнем перекрестке бил такой же ржавый родник, и стремительный поток несколько часов омывал проезжую часть улицы Самарской.
Кто виноват?
Согласно регламенту, раз в два месяца обходчики исследуют участки прохождения крупных тепло- и водопроводных трасс. На проспекте Ленина последний осмотр произвели 22 июля, и никаких нарушений выявили. В мэрии считают, что если бы не было дождя, то об аварии на этом участке в «Водоканале» узнали бы немедленно. Но шел сильный ливень, и, к сожалению, на пульт диспетчера информация поступила, уже когда машина провалилась под воду.
В случае же с КамАЗом мнения о причинах ЧП разделились. «По улице Ульяновской проходят и теплотрасса, и водопровод, - рассказал заведующий кафедрой водоснабжения и водоотведения СГАСУ Александр Стрелков.- Ее пересекает трамвайная линия, которая генерирует блуждающие токи - сильнейший коррозионный фактор, влекущий разрушение конструкции. И если за теплотрассами еще худо-бедно, но следят, вовремя ремонтируют, опасаясь зимних аварий, то на водопровод обращают внимание, только когда происходит его порыв».
Однако сотрудники Госавтоинспекции и руководители МП «Инженерные системы», приехавшие на место ЧП, пеняли на водителя КамАЗа, который нарушил правила перевозки грузов и допустил значительный перегруз автомобиля. Вместо максимально допустимой для трехосных автомобилей 25-тонной массы, его машина с грузом весила более 30 тонн.
«Еще предстоит выяснить первопричину аварии, - заявил заместитель руководителя департамента городского хозяйства и экологии администрации Самары Игорь Рудаков, - подмыло ли грунт из-за изношенности подземных коммуникаций, и КамАЗ провалился, или перегруженная машины повредила трубы, и произошел их порыв».
Застарелая проблема
«Понятно, что износ инженерных сетей в Самаре, в том числе и водоводов, очень высок,- заявил глава Самары Дмитрий Азаров на специальном совещании. - Поэтому мы с начала года проводим технический аудит сетей «Водоканала» и осенью получим результаты. Программы восстановления сетей очень капиталоемки. Но то, что механизмы будут разработаны и мы будем этим заниматься, никаких сомнений нет. Как показывают события последних дней, другого пути и выбора у нас нет».
По словам доктора технических наук Александра Стрелкова, чугунные трубы могут служить до 50 лет, если их защищать от таких коррозионных факторов, как влажность и блуждающие токи. Но такой защиты у нас практически не применяют, и потому трубы нужно менять уже через 15 лет службы. Срок же службы стальных труб и того меньше.
Длина водопроводных сетей города, по данным МП «Водоканал», составляет полторы тысячи километров. Несложные подсчеты показывают: для того чтобы содержать систему в надлежащем состоянии, необходимо ежегодно менять не менее 150 км водопроводных труб.
«Современные технологии — прокладки полипропиленовых труб - не везде можно применить,- пояснил Стрелков. - Например, по нормативам под проезжей частью, трамвайной линией трубы должны быть стальными».
Что делать?
«В сентябре мы предполагаем принять комплексную схему развития инженерных сетей, - заявил Дмитрий Азаров. - Несмотря на то, что законодательство обязывает муниципалитет сразу же после принятия генплана в течение полугода или трех месяцев принять комплексный план развития инженерных сетей, в Самаре его до сих пор не было. В сентябре он у нас появится, мы ведем большую работу, мы его уже предварительно рассматривали, отправили на доработку, и уверен, что в сентябре его примем. Он будет касаться не только сетей, находящихся в собственности муниципалитета, но также и частных компаний. Эмоции в сложной ситуации мы должны убирать, мы должны действовать продуманно и разумно».
Александр Стрелков, заведующий кафедрой водоснабжения и водоотведения СГАСУ:
- Износ подземных коммуникаций города составляет 70%. Стальные трубы, которые используются при прокладки водоводов и теплосетей, имеют срок службы в сыром и промерзающем грунте 8-10 лет. Однако за последние более чем 20 лет капитального ремонта сетей не было. С середины 1980-х городские власти больше занимались перестройкой, строительством рыночной экономики и модернизацией, и на трубы денег не хватало.
Наталья Боброва, депутат Самарской губернской думы:
- Такие чрезвычайные случаи, к сожалению, происходят не только в нашем городе. Ясно, что затраты на капитальный ремонт сетей очень большие, и бюджет Самары их не осилит. Тем более что сложилась такая экстремальная ситуация, и ремонтные работы уже не терпят отлагательства. Область уже оказывает поддержку городу, и если поступит соответствующая заявка и экономическое обоснование, думаю, депутаты пойдут на встречу губернской столице.
Мини-интервью
Дмитрий Азаров: Огромные инвестиции нам предстоит еще найти.
- Что предпринимается администрацией по аварии на крупном водоводе на проспекте Ленина?
- События последних дней, когда с такой незавидной периодичностью произошли провалы автотранспорта, заставляют чиновников мобилизоваться. По ситуации на Ленинском проспекте в «Самараводоканале» в тот же день началось служебное расследование. И уже утром руководитель предприятия доложил о его ходе. Мной было принято решение на время проведения расследования отстранить от работы руководителя линейного участка. Это не значит, что человек виноват. Но для того чтобы объективно выяснить ситуацию, это решение было принято. Следственные органы, работающие по этому делу, взяли на экспертизу участок трубы, который был вырезан и заменен.
- К какой версии ЧП на улице Ульяновской склоняетесь лично вы?
- Что касается ситуации, произошедшей в среду, то техника была перегружена, маршрут не был согласован ни с нами, ни с ГАИ. Так что оштрафован водитель. Не было утечки на водоводе, был провал. Я был на месте буквально сразу после происшествия. Там идут кабели, водовод, теплотрасса — все в одном инженерном канале. По периметру прохождения теплотрассы производилось вскрытие два года назад. Результаты этого вскрытия и заделки дорожного полотна мы будем отдельно проверять. И несмотря на то, что машина была перегружена, что предоставляет особую опасность, мы все-таки будем проверять, кто вскрывал и как заделали.