С инициативой реконструировать главную площадь Самары вышли молодые архитекторы.
В обсуждение главного вопроса проекта - демонтировать памятник Валериану Куйбышеву или нет - сразу же включились местные СМИ, молодые реформаторы, а также нашим уважаемые мастера и жители города также высказают свою точку зрения на этот счет.
Споры вокруг переноса памятника Куйбышеву разгорелись после того, как министр культуры Самарской области Ольга Рыбакова обратилась к интернет-сообществу за советом: что делать с чугунным Валерианом Куйбышевым? По словам Ольги Васильевны, в последнее время от жителей города в адрес ее ведомства поступают многочисленные обращения. В том числе перенести памятник в один из скверов, обрамляющих площадь.
Своим мнением поделился архитектор, преподаватель СГАСУ Дмитрий Храмов. Как оказалось, он был одним из тех, кто высказал предложение по реконструкции окружающих площадь им.Куйбышева скверов и самой площади с переносом памятника Куйбышеву. По его словам, делается это для того, чтобы центральная площадь Самары начала новую жизнь.
- У нас самая большая площадь Европы, но она используется в основном под осенние ярмарки и редкие концерты, акции и демонстрации, - сказал Дмитрий. -У руководства театра есть замысел функционально объединить пространство прилегающих скверов с театром, и мы это поддержали.
Архитектор выступает за создание более системной концепции скверов, придания им четкой функциональной направленности и более емкого включения площади им.Куйбышева в городскую жизнь и считает, что это пойдет на пользу всему общественному пространству площади и города. Что касается памятника, то, по словам Дмитрия Храмова, изначально он был композиционно несоразмерен пространству площади. При этом архитектор - активный противник сноса культурных и исторических объектов. Так что перенос Куйбышева в один из скверов площади не самоцель, здесь нет никакой политики.
- Тем, кто боится, что разрушится архитектурный ансамбль, скажу, что площадь после реконструкции останется такой, какой была все эти годы, - уточнил Дмитрий. - Просто существуют новые технологии и возможности, которые способны сделать ее еще более привлекательной для горожан. Мое предложение - включить площадь им. Куйбышева в культурную жизнь города, сделать ее гигантсткое пространство уютным. Было бы неплохо, например, делать мэппинг-инсталляции (интерактивное наложение изображений, компьютерная проекция на фасад зданий), связанные с премьерами театра, культурными событиями города. Другое предложение - создание на месте памятника Куйбышеву фонтана, на уровне площади, точнее, чаша фонтана была бы скрыта специальной решеткой. Тогда конструкция фонтана не будет мешать, а водяные струи станут при этом своеобразной ширмой для презентации культурных событий, летних концертов, а также еще одной зоной отдыха.
Заместитель директора Самарского областного художественного музея Константин Зацепин поддержал инициативу молодых архитекторов, объяснив свою позицию так:
- Лично я против того, чтобы памятник Куйбышеву стоял там, где он стоит. Во-первых, он уродлив в эстетическом плане. Некрасив, громоздок и очевидно контрастирует с театром оперы и балета в его нынешней парадной функции. Ведь там давно уже не советский Дворец культуры. Кроме того, у нас в Самаре есть и другие произведения соцреализма, более ценные. Считаю, памятник себя изжил.
Константин Зацепин полагает, что памятник уродлив и в этическом плане. По его мнению, у исторического деятеля Валериана Куйбышева руки по локоть в крови: «Если уж мы, скажем так, не поощряем культ личности Сталина, то нет никакой необходимости держать его приспешников на центральных площадях. Поэтому инициативу Храмова я считаю вполне здравым решением. Лучше, если на этом месте построят какой-нибудь красивый фонтан. Но поскольку менталитет Самары отличается крайне наплевательским отношением к городской среде, думаю, что памятник никуда с площади не денется и споры о его судьбе так ничем и не закончатся».
Против переноса памятника Куйбышеву выступает заслуженный архитектор Ваган Каркарьян. Позиция Мастера: войну с памятниками пора кончать. Это история нашего государства. И по принципу «нравится - не нравится» к ней подходить нельзя.
- Мы осуждаем большевиков за то, что они сносили после революции памятники, - высказался Ваган Гайкович. - Так давайте им уподобимся! И потом, если помните, в Париже стоит памятник Робеспьеру. А он ведь не самый великий гуманист был в мире!
Заслуженный архитектор напомнил, как возникла наша главная площадь. В 30-е годы прошлого века на месте разрушенного собора воздвигли первый в стране, как тогда писали, Дворец культуры для трудового народа. После смерти Валериана Куйбышева вышло постановление правительства, что здание нужно проектировать вместе с памятником. Занимался этим делом известный скульптор Матвей Манизер. Так что площадь сформировалась как единый архитектурный комплекс.
- Сейчас уничтожили интерьер Дворца культуры, который был в духе своего времени, - возмущается Мастер, - а вместо него сделали «18-й век», имперский «помпадур». Давайте тогда пойдем дальше - оденем скульптуры на фасаде здания театра в жабо. Теперь взялись за памятник. Кстати, хочу сказать, мне он тоже не нравится. В свое время я предложил сделать под ним другой пьедестал, поднять его...
Инициаторам проекта Ваган Гайкович напомнил одну истину — не им убирать то, что не они создавали, и посоветовал: пусть лучше подумают, как сохранить исторические здания, которые сегодня в таком плачевном состоянии.
ОПРОС
Мы вышли на улицы города и обратились к горожанам с вопросом: как вы относитесь к идее переноса памятника Куйбышеву?
Алевтина Лысова, пенсионер:
- Отрицательно отношусь к этой идее. Наша жизнь менялась, а памятник оставался на своем месте. Все наши демонстрации проходили у него. Это наша память, и пусть эта память останется.
Ксения Александрова, продавец:
- На то и площадь им. Куйбышева, чтобы там находился памятник в его честь.
Михаил Кудашев, инженер-строитель:
- Я коренной житель и часть своей жизни прожил в Куйбышеве, а не Самаре. И пускай этот памятник как дань тому ушедшему времени остается на своем месте. Почему никто не выходит с инициативой о переносе с площади Революции памятника Ленину или памятника Дзержинскому с Хлебной площади? Должна быть память, какой бы, хорошей или плохой, она ни была.