В 2011 году в губернии заканчивается срок действия 672 лицензий на розничную продажу алкогольной продукции. Какова сегодня доля местного алкоголя в магазинах губернии? Как повлияли на рынок изменения федерального и областного законодательства? На эти и другие вопросы ответил руководитель департамента регулирования оборота алкогольной продукции министерства экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области Владимир Востриков.
- Когда был создан департамент регулирования оборота алкогольной продукции? Каковы его полномочия?
- Департамент образован в составе министерства в марте 2009 года. До 2006 года лицензированием розничной продажи алкоголя занимались муниципалитеты, но ввиду того, что отрасль достаточно сложная, с 2006 года данные полномочия реализует орган исполнительной власти области.
Департамент включает в себя два управления. Первое занимается лицензированием, второе нацелено на мониторинг и контроль в этой сфере. Организации, торгующие алкогольной продукцией, ежемесячно отчитываются о ее обороте, подавая декларацию. В итоге мы можем понять, кто и сколько алкоголя продает в Самарской области.
- Какую еще информацию об алкогольном рынке вы получаете по итогам мониторинга?
- Мы четко можем отследить, сколько реализуется местного, иногороднего, импортного алкоголя. Мы этот рынок контролируем и являемся его государственным регулятором. Хотя наша задача - лицензирование розницы, но и производство не оставляем без внимания. У нас выстроены отношения и с производителями, ведь от них зависят наполнение бюджета, рабочие места и многие социальные вопросы. Цепочка, в которую включены они, а также оптовики и организации, продающие алкоголь населению, дает положительный эффект. Взаимодействие со всеми звеньями этой цепи у нас налажено. Мониторинг дает представление и о перспективах алкогольного рынка.
- Как последние изменения федерального и областного законодательства повлияли на алкогольный рынок?
- Все последние изменения направлены на обеспечение политики, провозглашенной президентом и правительством РФ, которая направлена на противодействие алкоголизации населения и пропаганду здорового образа жизни. Среди важных для рынка новелл законодательства - изменения в Налоговый кодекс Российской Федерации или закон №374-ФЗ, вступивший в силу 29 января 2010 года. Государственная пошлина за предоставление лицензии на розничную продажу алкоголя выросла до 40 тыс. рублей в год. Ранее этот платеж составлял 25 тыс. рублей за пять лет. Переоформление и продление лицензии стало обходиться дороже. Многие сельские торговцы, как и мелкие магазины, продающие алкоголь в городах, теперь не могут получить лицензию из-за высокого размера пошлины. Эта мера ограничила рынок, хотя пустым он не будет никогда. Количество мелких игроков на нем снижается, но на их место приходят сетевые компании, их позиции усиливаются.
Региональный закон №3-ГД «О мерах по противодействию алкоголизации населения», касающийся запрета на продажу алкоголя в детских, образовательных, медицинских, спортивных сооружениях и на территориях, прилегающих к ним, и ограничение времени по розничной продаже алкогольной продукции с 22 до 10 часов, вступил в силу 12 февраля 2011 года. Сегодня большинство этих положений отменены, так как прописаны в Федеральном законе №218-ФЗ. В наших региональных законах №3-ГД и №100-ГД также оговорены и другие важные нормы, например, касающиеся минимального размера уставного капитала для предприятий розничной торговли алкогольной продукции и ограничение времени по розничной продаже алкогольной продукции с 22 до 10 часов.
- Какова сегодня доля местного алкоголя в магазинах губернии?
- Сегодня примерно 25% алкогольной продукции в магазинах губернии - местного производства. Качество нашей продукции говорит за то, что ее количество нужно увеличивать. Мы стараемся побудить торговцев продавать алкоголь, производимый в регионе. В большинстве своем его производят современные заводы. В регионе сегодня работают шесть производителей алкоголя: ООО «Новый Буян», ООО «Сканди», ООО «Самарский комбинат «Родник», ООО «Жигулевский водочный завод», ЗАО «Комбинат шампанских вин и коньяков «Росинка», ООО «Винзавод «Тольяттинский»». Пиво в регионе производят компания «Балтика», ОАО «Жигулевское пиво» и около 30 мелких пивоваров.
- Многие сельхозтоваропроизводители говорят о том, что им трудно пробиться в торговые сети, а как обстоит дело с региональными производителями алкоголя?
- Они присутствуют во всех сетях. И их доля за последний год увеличилась.
- Как контролируется соблюдение компаниями, имеющими лицензию на продажу алкоголя, норм законодательства, касающихся расстояния от торговых точек до социально значимых объектов?
- Собственно, ничего экстраординарного не произошло. Запрещено торговать алкоголем на прилегающих территориях к социально значимым объектам. Политика президента и государства однозначна и направлена на деалкоголизацию населения, на сохранение здоровья молодежи. Четко обозначен перечень мест и границ объектов, на которых не допускается продажа подобной продукции. Я понимаю, что кто-то хочет сыграть на этой теме, но около социально значимых учреждений торговать алкоголем нельзя, и никто не будет его продавать. Торговать такой продукцией в киосках нельзя, закон это запрещает.
Мы проверяем соблюдение организациями, реализующими крепкие напитки, лицензионных требований. Бизнес становится все более социально ориентированным. И понятно, что разрешение на торговлю алкоголем возле детского сада сегодня никто не пойдет просить. Магазины, стоящие недалеко от таких объектов, со временем прекратят свое существование, так как не смогут переоформить лицензию. С 1 июля 2012 года и пиво станет алкоголем, и на нем, возможно, скажутся эти ограничения. Все это уйдет в сети. Временную доступность алкоголя ограничили, его шаговая доступность потихонечку снижается путем ухода тех игроков, у которых заканчивается лицензия.
- Сколько лицензий на продажу алкоголя заканчивается в этом году?
- В 2011 году истекает срок действия 672 лицензий, из них продлены или переоформлены - 501. Разница объясняется размером госпошлины и тем, что в оставшиеся три месяца более 100 организаций придут пролонгировать документы. Продажами алкоголя в области занимаются 1988 организаций на 4466 объектах. Наибольшая доля у ЗАО «Тандер», владеющего сетью «Магнит», - 209 магазинов в области. У ООО «Агроторг Самара» (сеть магазинов «Пятерочка») - 98 торговых точек. У Х5 Retail Group, владеющей сетями «Карусель», «Перекресток», «Пятерочка+», 86 магазинов. У ООО «Элит» (сеть магазинов «Пчелка») - 33 магазина, у ООО «Любимый магазин» - 20. Когда в июле этого года «Тандер» обратился за продлением лицензии, то из общего количества магазинов было исключено 34 - в связи с ограничениями по расстоянию только в Самаре. 68 лицензий прекращено по заявлению лицензиатов.
- Меняется ли доля переоформленных лицензий?
- В 2009 году переоформлено 253 лицензии, в 2010 году - 346, на 6 октября 2011 года - 308. Увеличение связано с развитием бизнеса сетевых компаний.
- Каковы итоги контрольной работы департамента?
- Контрольная деятельность - важная часть нашей работы. Мы проводим плановые и внеплановые проверки. За 2011 год приостановили 68 лицензий в связи с нарушением лицензионных требований и условий. Было проведено 167 контрольных проверок, из которых 120 плановых и 47 внеплановых, проверено 264 объекта торговли. На 97 объектах выявлено 129 нарушений лицензионных требований и условий. С целью их устранения выдано 84 предписания.
Обнаруженные нарушения - не всегда повод для обращения в суд. Многие устраняют после выдачи предписаний. В 2011 году 96 исковых заявлений были направлены в суд по разным основаниям, среди них - непредставление деклараций, статистической отчетности. Удовлетворено 31 заявление, отказано только по одному заявлению. На рассмотрении сейчас находится 29 дел. 35 исков мы отзываем, потому что предприятия сдают лицензию и отказываются от торговли, они запускают заново процедуру получения лицензий.