В областной столице прошла первая стратегическая сессия «Настоящее Самары: жизнь города и в городе». 200 человек, чиновников и не только, стали участниками удивительного перевоплощения в рядовых горожан. Именно о них шла речь на первой сессии с одноименным названием.
Организаторы делали акцент на том, что пока каждый не встанет в «позицию горожанина», город не получит реального развития. О том, каково настоящее Самары, как живет город и как выжить в нем, расскажет один из инициаторов и ведущих сессии, директор автономной некоммерческой организации по городскому и региональному развитию «Урбэкс-развитие» Сергей Самарцев
- Одна из заявленных задач стратегической сессии - сформировать сводную картину стратегических особенностей современной жизни города. Расскажите о них подробнее. Какие именно особенности Самары, на ваш взгляд, выделяют ее среди других городов?
- На самом деле речь шла не столько о стратегических особенностях относительно других городов – это было бы преждевременно, сколько об особенностях города, о том, как их видят сами горожане. На этой сессии мы занимались тем, что старались увидеть город глазами его жителей. Мы хотели выделить особые моменты, которые так или иначе определяют жизнь человека в Самаре, являются для него значимыми. Ведь разрабатываемая стратегия в первую очередь ориентирована именно на него. И мы увидели как положительные особенности, такие как потенциал города в науке или обширные рекреационные зоны, так и отрицательные, связанные уже с условиями жизни горожан, организацией транспортной инфраструктуры, состоянием культурного наследия города и прочим, – факторов по каждому направлению достаточно много. Более целостная картина появится в ходе дальнейшей работы, когда мы совместим различные источники информации, официальные цифры и «житейские» представления. Тогда речь пойдет и о стратегических особенностях города.
- На ваш взгляд, почему в городе сложилась такая ситуация, что школьники любят свой город, а выпускники стремятся уехать? Как поменять их восприятие в положительную сторону?
- Дух самарцев по-настоящему силен, и у горожан есть основания гордиться местом, где они живут, – город обладает грандиозной историей, которая наложила сильнейший отпечаток и на городскую среду, и на жителей. Но, с другой стороны, можно констатировать, что молодому человеку, входящему во взрослую жизнь, в городе предоставляется весьма ограниченный набор возможностей. Здесь это подтверждает тот факт, что есть существенная разница между специальностями, по которым готовят специалистов городские учебные заведения, и существующим спросом на рынке труда. То есть молодой человек, выходя из университетских стен, выясняет, что его профессия попросту здесь не востребована. К сожалению, подобный дисбаланс не редкость во многих городах нашей страны. И тем не менее повторюсь: однозначно что-либо утверждать относительно Самары пока еще рано.
- В чем, на ваш взгляд, причина городских проблем: неудачное городское планирование или отношение горожан к своему городу?
- Дело в том, что причина городских проблем, как вы выразились, и в неудачном планировании, и в потребительском отношении горожан, и в деловой хватке мощных предприятий, видящих перспективу своей выгоды, но не перспективы жизни города, и в целом в неопределенности направлений развития города. Здесь нельзя рассматривать что-то отдельно, это комплекс факторов, определяющих текущую ситуацию в городском округе. Следует отметить, что проблемы могут заключаться не только в том, что какой-то план был составлен недобросовестно или некачественно, но и в том, что он зачастую не согласован с планами разного уровня – областными, внутригородскими и прочими. Учитывая то, что единой общей (согласованной) стратегической цели развития города на обозримую перспективу нет, каждое из подразделений администрации, каждое из предприятий или общественных организаций действуют исходя из своего понимания, как правило, текущего свойства или в среднесрочной перспективе. Дело в том, что сегодняшние проблемы и возможности города видны и понятны. Именно отсутствие стратегии развития приводит к сложности текущего управления, цели могут меняться в зависимости от ситуации или по другой причине и порождать, в частности, нежелательные расходы.
- Как городские чиновники отнеслись к организации стратегической сессии? Как, на ваш взгляд, она повлияла на градоначальников?
- До публичной сессии прошло два семинара с администрацией города, мы уже неплохо понимаем друг друга, обсуждали различные задачи и проблемы. Очень важно, что, в отличие от горожан, мы успели в общих чертах ознакомить администрацию с технологией стратегирования и организацией этого процесса. Самара уже довольно долго идет к стратегическому самоопределению, и в этот раз мы в реакции градоначальников увидели однозначное намерение достичь поставленной цели. Что касается конкретно этой сессии: ввиду массы различных обстоятельств и размышлений была поставлена задача начать реальное публичное обсуждение с обретения позиции горожанина, на время «оставить» свои посты и выступить в роли обычных жителей города. И для них, и для нас это был интересный и, безусловно, полезный опыт. Мы получили ценную информацию из уст горожан, которой нет в городской статистике, а для управленцев это особенно важно – подобные мероприятия позволяют отойти от представления объекта управления через привычные цифры и показатели и почувствовать «живую ткань» города, осознать себя вовлеченным в обсуждаемые процессы.
- Каков, по вашему мнению, современный гражданин Самары? Как он ощущает себя в городе и насколько активно участвует в его жизни? Как менялось сознание самарцев со временем?
- Самара – город контрастов. Это касается как города в целом, так и горожан. Невозможно выделить усредненный типаж. Кстати, одна из тем, отрабатывавшихся на сессии, - «Жители Самары и общественная жизнь». В группе, трудившейся по этой проблеме, сами самарцы дали себе целый спектр характеристик, впрочем, довольно интересных, например: многонациональный и многоконфессиональный социум; те, кто имеет связь с городом исторически и духовно, ощущает свою принадлежность к городу; те, кто хочет жить в Самаре; открытые к духовному общению; патриоты своего города; волжане - очень гостеприимные люди; жители города контрастов, имеющие на все свое мнение, самое правильное из всех.
- Каких положительных результатов удалось достичь по окончании сессии?
- Их несколько. Во-первых, наконец широко проявлена ситуация разработки стратегии городского округа, о чем до сих пор было известно только городской администрации и еще небольшой группе горожан. Во-вторых, собран интересный и нужный аналитический материал для более полного понимания города, его «живой ткани». В-третьих, мы познакомились с рядом активных и заинтересованных в участии в разработке стратегии горожан, среди которых - бизнесмены, преподаватели вузов, эксперты, студенты. Более того, совместно с ними уже запущен процесс организации инициативных рабочих групп, которые будут активно втягиваться в разработку и реализацию стратегии.
- Какие стратегические сессии еще планируется провести?
- Всего запланировано пять стратегических сессий, соответствующих пяти технологическим этапам разработки стратегии. Первая - аналитическая - сессия проведена, впереди еще четыре. Все они связаны общим замыслом. Это стратегия города и его жителей, а не фирмы «Урбэкс-развитие», а потому необходимо поднять уровень диалога до стратегического. Мы планируем сделать это, последовательно двигаясь от позиции обывателя (наблюдателя) к позиции горожанина, принимающего ответственность за судьбу городского округа, и далее к позиции стратега, способного мыслить масштабно и определять стратегически значимые аспекты дальнейшего развития. Так что сейчас мы совместно будем проходить соответствующие стадии.
Оставшиеся четыре сессии ориентировочно будут посвящены публичному обсуждению следующих вопросов (в соответствии с этапами стратегирования): проработке ключевых факторов развития Самары; определению основных целей развития городского округа и построению «дерева целей»; разработке системы программ, планов, проектов, необходимых для реализации поставленных целей; разработке системы механизмов реализации стратегии (в первую очередь организационно-управленческих) для запуска процесса реализации, следующего за процессом разработки.
Справка:
втономная некоммерческая организация по городскому и региональному развитию «Урбэкс-развитие» (АНО «Урбэкс-развитие») действует с 1992 года, работает по широкому спектру направлений и использует разнообразные форматы работы.
Среди заказчиков: органы государственной власти федерального и регионального уровней, органы местного самоуправления; руководство бизнес-структур; ассоциативные структуры. Имеется опыт участия в реализации ряда международных и федеральных программ: международная программа ЮНЕСКО «Человек и биосфера»; международный проект URBIS (ЮНЕСКО – Стокгольмский SRC); федеральная программа государственной поддержки местного самоуправления; программа «Малые города России» Института «Открытое общество».