Руководитель департамента информационных технологий и связи Самарской области рассказал о том, что такое электронное правительство, как воспользоваться государственными и муниципальными услугами, не стоя в очередях, и почему специальность инженера снова становится востребованной.
Бумага уходит в прошлое
- В последнее время часто можно услышать о так называемом электронном правительстве. Что это за структура?
- Это скорее не структура, а проект, задача которого - глобальный реинжиниринг административных процессов. То есть переосмысление всего, что делают наши государственные и муниципальные служащие, а заодно - проверка на предмет эффективности и результативности их работы. И самый удобный способ налаживания этого процесса - использование современных информационных технологий. Телефонная связь, факсы, а тем более пересылка почты с помощью курьерской службы - уже вчерашний день.
Между тем, до сих пор стоит очень важный вопрос - какой носитель использовать при переходе на новый уровень взаимодействия. Ведь бюрократия тысячу лет работала с бумагой. При этом есть принятые стандарты, которые определяют этот порядок. К примеру, если документ был зарегистрирован секретариатом, на нем должен стоять штамп канцелярии, у него есть входящий номер. И тогда ни у кого не возникает сомнения в том, что он действительно существует. Но как выстроить такую же работу с электронными сообщениями? Какова должна быть последовательность прохождения электронных документов? Находя ответы на эти и многие другие вопросы, мы приходим к пониманию, что нам нужно научиться доверять электронным средствам взаимодействия. Ведь мир меняется намного быстрее, чем мы успеваем готовить регламенты, поручения и законодательные акты. И если всё всегда жестко регламентировать, то мы будем постоянно безнадежно опаздывать. Вот почему, если мы хотим работать на благо граждан, бизнеса и общественных организаций, то необходимо переходить к новому, сетевому управлению.
Вся информация в одном месте
- Когда в Самарской области начался процесс перевода государственных процессов в электронный формат? И что изменилось для простого жителя с того времени?
- Это случилось в 2002 году, когда стартовала первая федеральная целевая программа «Электронное правительство». Примером успешного применения информационных технологий можно назвать процесс монетизации льгот, исполнителем которой на местном уровне стал департамент социальной зашиты населения. Мы, по сравнению с другими регионами, очень органично и безболезненно прошли процедуру монетизации. Все получатели субсидий были учтены, их данные уже находились в соответствующих базах.
На нашем сайте сейчас изложен полный перечень государственных и муниципальных услуг. Вся информация о том, кому, как и когда они должны предоставляться, собрана в одном месте. В нашем регионе запущено несколько десятков электронных услуг, самые востребованные из которых - это получение загранпаспорта и контроль штрафов ГИБДД. Граждане также имеют возможность получить выписку из пенсионного фонда и ЕГРП, записаться на регистрацию брака и транспортных средств и так далее.
Переводим в «цифру» культурное наследие
- Какие плюсы вы видите в переходе на электронный формат взаимодействия гражданского общества, бизнеса и власти?
- Все плюсы сразу и не перечесть. Могу сказать, что на всех уровнях власти в регионе и лично у губернатора Владимира Артякова есть четкое понимание, что информатизация - это не только рост эффективности государственного управления, но и в целом повышение статуса региона, его инвестиционной привлекательности, квалификационного состава специалистов, занятых на госслужбе. Потому что, так или иначе, все эти технологии заставляют людей развиваться, быть готовыми к изменениям, к принятию нового. А та заскорузлость и закостенелость, которую долгое время ставили в упрек российской государственной машине, входит в жесткий конфликт с требованиями времени. И результат не заставляет себя ждать - мы видим, как на руководящие посты приходят молодые, динамичные люди.
Сейчас все школы, больницы, музеи, библиотеки подключаются к интернету, что дает возможность обмениваться каталогами, проводить сеансы селекторной связи, видеоконференции, пересылать документы из архивных фондов, которые мы тоже пытаемся полностью переводить в электронный вид. Мы переводим в «цифру» наше культурное наследие, краеведческие материалы, запасники музеев. Если раньше поиск нужной информации мог занимать дни или недели, то теперь на это уходит несколько минут.
И, что особенно радует, мы видим, как потихоньку меняется сам менталитет самих граждан. Процедуры упрощаются, люди начинают пользоваться электронными копиями документов, понимая их преимущество.
Студенческий кампус
- Насколько активно подрастающее поколение использует и изучает современные технологии?
- Наша молодежь является одним из главных потребителей электронных услуг. Однако одно дело - уметь пользоваться этой системой и совсем другое - такие системы создавать. Сегодня мы обнаружили достаточно серьезную проблему, которая возникает еще на уровне школ и в дальнейшем выливается в нехватку специалистов в области информационных технологий. Эти специальности - инженерные, и чтобы поступить на профильные факультеты, выпускникам нужно сдавать ЕГЭ по физике, которая намного сложнее, чем, к примеру, обществознание. Получается, что отсекается достаточно большое число молодежи еще до их поступления в вузы. Вторая проблема - демографическая яма, которая приведет к тому, что через четыре-пять лет мы столкнемся к кадровым голодом.
Чтобы не допустить этого, мы активно работаем со школами и университетами. Отдельные надежды у нас связаны с проектом создания регионального инновационного образовательного кластера. Идея об образовании такого «студенческого кампуса» между Самарой и Тольятти, который не будет привязан к какому-то определенному вузу, достаточно нова и, что особенно уникально, подготовлена не в чиновничьих кабинетах, а созрела в общественных организациях. Такая площадка должна стать конкурентоспособной - как с точки зрения качества жизни студентов и преподавателей, так и в части уровня знаний, получаемых в ее стенах. Это масштабный проект, и он требует серьезной проработки. В случае его реализации, думаю, мы сумеем изменить ситуацию, связанную с количественной и качественной подготовкой инженерных кадров.
20 многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг работает на территории Самарской области. Еще 13 центров откроется в муниципалитетах до конца года.
Aвтор: Алексей Дмитренко