Скульптурные композиции, посвященные литературным и киногероям, имеющим отношение к Самаре, могут появиться на улицах нашего города. При этом внимание горожан привлекают и различные ландшафтные, или, как их еще называют, «зеленые», композиции: например, «Бегемот» в Струковском саду (создан к фестивалю цветов) или радушные «Инопланетяне» у музея «Самара космическая». Вот и к этому лету граждане ожидают чего-то новенького и «вкусненького».
Кстати, с предложениями об увековечивании тех или иных событий и известных персонажей в ответственные комиссии обращаются не только специалисты-архитекторы или ландшафтные дизайнеры. Интересные идеи, заслуживающие обсуждения, возникают и у рядовых горожан.
Так, к членам Общественного совета при Самарской городской Думе обратился пенсионер Владимир Ильич Волков. Он выступил с инициативой установить в парке имени Щорса памятник жертвам голода 1921-1922 годов. Для жителей Самарской губернии это было очень тяжелое испытание. Количество умерших исчислялось сотнями тысяч человек. По словам заместителя председателя Общественного совета Алексея Захарова, это предложение вызвало неоднозначную реакцию как среди членов Совета, так и среди жителей, на суд которых оно было вынесено.
«Одни высказываются «за», потому что это памятная страница нашей истории и нельзя не обратить на нее внимания. Другие - категорически против, они видят в этом политическую подоплеку, - резюмирует Алексей Захаров. - Мое мнение таково. К сожалению, сейчас немногие помнят и не все знают о печальных событиях начала двадцатых. И в какой-то форме эти исторические факты надо, думаю, увековечить. Возможно, это будет не памятник, а мемориальная доска или памятная стела. О таких событиях нельзя забывать».
А как относятся к появлению новых памятников и скульптурных композиций профессионалы? Где, на их взгляд, нужно их устанавливать и чему отдавать предпочтение: историческим поводам и персонажам или просто любопытным, может, даже забавным субъектам?
Как выяснилось, большинство специалистов выступает за примерно равное распределение. Да, ни в коем случае нельзя забывать об истории. Но должны быть и оригинальные, креативные проекты, привлекательные для горожан. А главное — все композиции и памятники должны найти свое место в городе. Ставить их беспорядочно, направо и налево — пустая трата сил, денег и времени.
Глеб Алексушин, краевед, доктор исторических наук, член топонимической комиссии Самары: «Угодить всем сразу — невозможно. Кому-то важно, чтобы в городе были исторические памятники. И я с ними полностью согласен, потому что таких объектов в Самаре катастрофически мало. Сейчас начинают вспоминать о многих событиях и известных людях в нашей стране и нашем городе, о которых раньше умалчивали. Воплощение их в камне или бронзе дало бы, в том числе, и туристический эффект.
Другим гражданам хочется видеть на улицах современного города современные скульптуры. Такие, например, как «Инопланетяне» на проспекте Ленина у музея «Самара космическая». Вспомните, сколько народу специально приезжает с ними сфотографироваться! Значит, подобные объекты тоже востребованы.
Важно, на мой взгляд, придерживаться определенной схемы расположения в городе ландшафтных структур и памятников. Такой документ наконец-то создан. Кстати, что касается монументов, то одним из адресатов, куда можно направлять свои предложения, является комиссия по увековечиванию памяти выдающихся личностей и исторических событий. Все идеи, которые сюда поступают, обязательно выносятся на обсуждение общественности».
Дмитрий Храмов, архитектор, куратор фестиваля искусств «АРТПОЛИС»: «В Самаре должны быть исторические памятники, которые связаны с прошлым именно нашего города. Но, на мой взгляд, важно, чтобы появлялись и современные скульптуры. Это поможет нам развивать городское пространство. Необходимо проводить тематические акции, конкурсы для молодых скульпторов, изучать опыт зарубежных коллег и делиться удачными решениями российских новаторов. Проекты должны быть интересными. Их задача — не просто появиться, а привлечь внимание горожан, вовлечь их в дискуссию. При этом у каждого памятника должно быть свое обоснованное место. Нельзя просто взять и поставить его на свободное: под каждым решением должно быть разумное объяснение. В идеале, по прошествии времени появится и какая-нибудь традиция: дотрагиваются же самарцы до носа «Кошки на батарее» у ГРЭС. На удачу...»
Павел Коровий, президент самарского регионального общественного фонда содействия развитию культуры и нравственности «Всенародное достояние»: «Конечно, в Самаре недостаточно памятников. Уже установленные имеют отношение к XIX веку, Гражданской войне, революции, Великой Отечественной... Но есть еще немало событий и людей, которые заслуживают особого внимания. Это Григорий Засекин, Петр Алабин, Дмитрий Челышов, Лев Толстой, Федор Шаляпин, Алексей Толстой... Считаю, что памятник Волжскому казачеству привлек бы в Самару туристов. Ведь казаки оставили свой след в мировой истории. Я много лет предлагаю установить скульптуру «Аленький цветочек». Эту знаменитую сказку писатель Сергей Аксаков посвятил своей внучке Оле, отец которой с 1867-го по 1872 год был губернатором Самары. Каждый памятник, скульптурную композицию нужно оценивать с точки зрения того, связано ли то, что они изображают, с историей города? Что будут символизировать сегодня и завтра? Поэтому мне кажутся легкомысленными идеи об увековечивании героев известных фильмов: Сухова, Деточкина, Огурцова... Это вымышленные герои. Они отодвигают реальную историю на задний план, подменяют настоящие ценности. Например, Деточкин — все-таки жулик, хотя и благородный. И если мы запечатлеем его в образе актера, то у нас появится памятник Иннокентию Смоктуновскому».
Ирина Преина, директор школы № 52: «22 июня 2010 года на территорию нашей школы был перенесен памятник Скорбящей матери. Восемь лет никто за ним не ухаживал. Мы боялись, что его уже не спасти... Отреставрировать памятник нам помог один из самарских заводов. И сегодня он в отличном состоянии. Учителя и школьники ухаживают за ним, вокруг разбили клумбу, посадили рябину. На каждую памятную дату мы проводим у «Скорбящей матери» различные мероприятия, возлагаем цветы, вспоминая трагические события войны, героизм наших солдат. Обязательно приглашаем ветеранов, которые рассказывают о событиях, очевидцами которых они были».
Вадим Коробов, арт-директор МП «Парки Самары»: «В самарских парках немало памятников, стел (больше всего - в парке Победы). Устанавливать новые скульптурные композиции — интересная мысль в плане туристической привлекательности нашего города. Это могут быть герои сказок, былин, связанных с историей страны, Самары, персонажи мультфильмов. Детям это обязательно понравится.
Знаю, есть предложение поставить в парке им. Щорса памятник жертвам голода 1921-22 годов. Но все-таки этот парк детский, мы активно развиваем его в этом направлении. Поэтому памятник, связанный с такими трагическими событиями, не вписывается в общий проект. Он больше подходит, как мне кажется, для парка Победы».
Марат Юсупов, житель Самары: «Я как человек активный слежу за дискуссиями, которые развернулись вокруг памятников. В нашем городе жили и трудились интересные, выдающиеся личности. Например, Григорий Засекин. И ставить памятники нужно прежде всего им! Историю забывать нельзя. А вот Огурцов, Сухов, отец Федор и другие, которых хотят увековечить, - персонажи, по сути, случайные, временно модные, не имеющие отношения к истории Самары. Такие веселые скульптуры лучше устанавливать в парках, скверах, на набережной. Там они будут развлекать народ и украшать фотографии гуляющих».
Авторы: Лариса Дядякина, Юлия Жигулина, Мария Колосова